|
Персоналии ЯмвлихЯМВЛИХ из Халкиды в Келесирии (2-я пол. 3 в.-ок. 330 н.э.) - античный философ-неоплатоник, создатель сирийской школы неоплатонизма в Антиохии. Происходил из богатой семьи, по-видимому, арабской. Учился у известного перипатетика Анатолия в Александрии, затем в течение короткого времени - у Порфирия в Риме. Биография Я. наиболее полно, хотя и в мифологизированной форме, изложена Евнапием, который в его образе пытается найти черты совершенного боговдохновенного мудреца-чудотворца пифагорейского типа, невзирая на приводимые им в этой же книге скептические суждения самого Я. по данному вопросу. Несомненны лишь попытки последнего создать целостную религиозно-философскую систему, опирающуюся на исконные эллинские воззрения (напр., пифагорейские и платонические) и эллинизированные восточные учения. Сочинения Я.: "Свод пифагорейских учений" в 10-ти книгах (до нас дошло 5 из них), составленный, видимо, в дидактических целях и представляющий собой собрание выписок из ряда книг, иногда снабженных комментариями; комментарии к Платону и Аристотелю (сохранились во фрагментах); оригинальные сочинения "О богах", "Теология Платона", "О символах" и др. (не сохранились). Самому Я. или какому-то из его учеников принадлежит дошедший до нас трактат "О египетских мистериях", представляющий собой систематическое изложение теоретической теургии сирийской школы, написанное в форме ответов "египетского пророка" учителя Абаммона на вопросы Порфирия, касающиеся теоретических и практических основ языческой культовой практики. Метафизическая система Я. известна в основном из сообщений Прокла и Дамаския, изложение которых носит свойственный им "триадический" характер, у самого Я., по-видимому, отсутствовавший. Так, ноуменальной сфере приписывается триадическое строение. Первая умопостигаемая триада, которую Я. называет "единым сущим", выделяется на основании принципа участия: схема "неучаствуемое - участвующее в себе - участвующее в участвуемом" влечет за собой схемы "бытие - жизнь - ум" и "мыслимое - мыслящее"; в последней схеме третий элемент у Я. отсутствует, но, возможно, он просто не зафиксирован в источниках. Соответственно, душа выделяется из ума также на основании принципа участия; аналогично решается и вопрос о соотношении вечности и времени: если первая - мера умопостигаемого, то второе - реальная сущность, соотносящаяся с умом. Первой умопостигаемой триаде предстоит некое первоначало, которое у Я. распадается на два: неизречимое и то, которое уже может быть предметом дискурса. Было бы ошибкой считать метафизику Я. продолжением плотиновской, поскольку у него фактически утрачен ряд важных учений, определяющих собой всю философию Плотина, зато добавлено некоторое количество положений, которые открыто критикуемых последним в "Эннеадах". Сочинения Плотина служили для Я. одним из источников наряду с книгами Платона, Аристотеля, Спевсиппа, Никомаха и др. философов, причем отнюдь не самым главным. Я. является создателем теоретической теургии; сам этот термин был введен в обиход именно им. Ритуально-обрядовая культовая деятельность обретает у него прежде всего символический смысл, причем в качестве основания для подобного ее истолкования он выдвигает "египетские" (т.е. эллинизированные герметические) источники, ссылаясь, впрочем, и на мнения "древних философов": Я. упоминает Платона, Гераклита и др. авторов. Теургу в его видениях могут являться четыре класса сверхъестественных существ: боги, демоны, герои и чистые души, принадлежащие к различным чинам (напр., к ангельскому и архангельскому); появление каждого из них сопровождается их собственными отличительными признаками. Боги не вмешиваются непосредственно в жизнь людей и космоса (последним управляют космические архонты, которым подчинены природные силы), но теург, совершая заклинание, может приобщиться к ним, т.е. уподобиться им, обретая тем самым сверхъестественную силу. От теургов следует отличать колдунов-гоэтов, которые общаются с природными силами, изыскивая способ использовать их не по назначению. Я. описывает иерархию богов, возводимую им к первому Богу; человек приобщается к ней в силу наличия у него двух душ - умопостигаемой и природной. Я. оказал огромное влияние на последующий неоплатонический синтез античной культуры. Он был учителем основателей всех последующих школ неоплатонизма (пергамской, афинской и др.). С именем Я. связана реформа неоплатонического комментария, именно он определил ставший позднее каноническим перечень изучаемых и комментируемых произведений Платона и Аристотеля. Л. Ю. ЛукомскийТеги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Лукомский Л. Ю. |