|
Персоналии Антоний (Храповицкий)Антоний (Храповицкий Алексей Павлович 17.03.1863, с. Ватагино Псковской губ. – 01.08.1936, Сремски-Карловци, Сербия) – митрополит, богослов, публицист, церковный и общественный деятель. Из дворянской семьи, окончил гимназию и СПб. Духовную академию (1885), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре философии, в тот же год пострижен в монашество. В 1886 г. защитил магистерскую диссертацию «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности», сделал головокружительную карьеру от и.о. доцента СПбДА в 1888 до ректора академии в 1890 (в 27 лет), затем был ректором Московской Духовной академии и Казанской Духовной академии (1895). Период ректорства А. отмечен рядом конфликтов с епархиальным начальством и преподавательской корпорацией, одна из причин стремление А. реформировать академическую жизнь под знаком миссионерской, пастырской идентичности церкви, по А. академическое образование должно содействовать созданию своего рода ордена ученого монашества. Посвятившее свою жизнь церкви ученое монашество должно нести свое служение, как в церкви, так и в миру. В 1895 г. А. викарный епископ Чебоксарский, далее последовательно Уфимский, Волынский (1902). На рубеже веков к А. приходит всероссийская известность, проповеди, и выступления А. пользуются популярностью, с это же периода его сопровождает слава реакционера и черносотенца (не вполне справедливые упреки человеку, говорившему, что ему гораздо ближе религиозный еврей или мусульманин, чем русский безбожник). С 1906. А. член Предсоборного присутствия, и член Госсовета (от духовенства), А. видел необходимость восстановления патриаршества, и предлагал свой проект предполагавший наделение статусом патриарха епископа первенствующей кафедры (манифестом Государя), после чего патриарх созывает собор. Такой подход вполне соответствовал экклезиологическим представлениям А., в них главное место занимает личность пастыря (им может быть епископ, священник или мирянин), а на «народ божий», или какие-либо соборные, демократические институции в духе идей А.С. Хомякова. Своего рода аристократизм А. был укоренен в его богословских воззрениях, на первое место А., под влиянием Ф.Достоевского и И. Канта (хотя и критиковал последнего за автономию морали), выдвигает нравственное самосознание личности, ее способность в свободном порыве сострадательной любви преодолевать самозамкнутость, объективацию частного «я», воспринимая духовную жизнь других людей. Концепцию пастырства и вытекающую из нее экклезиологию А. основывал на новом, «нравственном» прочтении христологического и триадологического догматов. В христологии А. сформулировал новую очищенную от идеи сатисфакции, восходящей к Ансельму Кентерберийскому, концепцию искупления, согласно А. искупление произошло не на Кресте (пассивное страдание – внешние выражение сострадательной любви), а в Гефсиманском молении (свободный акт воли) – апогее сострадательной любви Иисуса Христа открывающей для всех путь к духовной жизни. В триадологии А. развивает тот же принцип: Троица Лиц «становиться» единым естеством в силу совершенного самоотречения Лиц Бога - Любви. Богословие А. при жизни и после смерти вызвало целый ряд отзывов как восторженных: преп. Иустин (Попович), так и критических (среди критиков, представлены как «либералы» так и «консерваторы», такие разные авторы как, например, прот. Г. Флоровский и архиеп. Серафим (Соболев)). В период революции 1905-07 годов активно выступает за жесткое подавление революционных проявлений, в частности выступал против политической амнистии (при том, что его родной брат Борис в это время находился в заключении по политическому делу), чем вызывает гнев прореволюционно настроенной интеллигенции. А. с большим воодушевлением принял «Вехи», благословив их авторов (хотя с Н. Бердяевым он ожесточенно спорил). А. сыграл существенную роль в т.н. имяславском споре, будучи противником «имябожия», журнал «Русский инок» выпускаемый А. в Почаеве стал трибуной противников имяславия. В 1917 году А. архиепископ Харьковский уволенный на покой Временным правительством в том же году избран членом Всероссийского поместного собора (от монашества), А. один из трех кандидатов на патриарший престол (первый по количеству поданных голосов), участник Всеукраинского поместного собора, в 1918 А. митрополит Киевский и Галицкий. В декабре 1919 А. арестован петлюровцами в Киеве, и находиться в заключении, после освобождения возглавил Высшее церковное управление (ВЦУ) на территории контролируемой белыми. Вместе с Русской армией ген. П. Врангеля эвакуировался в КПоль, с ноября 1920 года председатель ВЦУ за границей, перебирается в Сербию (К.С. Х.С.), обосновался в Сермски-Карловцах, возглавил заграничный архиерейский синод (Русская православная церковь заграницей), в период с 1921 по 1935 как первоиерарх РПЦЗ. Проводил политику консолидации антибольшевицких сил в эмиграции, через правительства европейских стран и религиозных лидеров пытался оказать давление на Сов. власть, тем самым ослабляя гонения на церковь в России. После смерти патриарха Тихона, в сент. 1927 г. архиерейский собор РПЦЗ, возглавляемый А., отказался исполнить требование Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) дать подписку о лояльности советскому правительству и определил прекратить сношения с церковной властью в Москве. Так же Синод призвал все зарубежные юрисдикции русской традиции (Русская церковь в западной Европе, с 1931 г. экзархат КПольского патриархата, и Американская православная церковь) признать главенство Синода РПЦЗ, эти юрисдикции согласились принять только «морально-общественное» главенство Синода, а не каноническое первенство. Тем не менее, РПЦЗ возглавляемая м. А. и его приемниками оставалась на протяжении всего XX века крупнейшей юрисдикцией русского зарубежья представленной приходами по всему миру. Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). М., 2002. Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. В 7 тт. Нью-Йорк, 1958-1960. Гаврюшин Н.К. Идеал любви и трагедия власти: митрополит Антоний (Храповицкий) // Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород, 2005. С. 83-118. Теги: русская философия Дисциплина: Религиоведение Авторы: Махлак К. А. |