|
Персоналии Афанасьев Н. Н.Афанасьев Николай Николаевич, протопресвитер (4.6.1893, Одесса – 4.12.1966, Париж) - богослов, канонист, историк Церкви. Родился в семье присяжного поверенного, поступил на медицинский факультет Новороссийского университета (1912), после первого курса перешел на математический факультет. Не завершив учебы, А. прошел курс Сергиевского артиллерийского училища (ноябрь 1915 - май 1916), вышел подпоручиком, служил сначала в Томске, затем в береговой артиллерии в Ревеле. Рутинная гарнизонная жизнь вдали от фронтов Великой войны стала временем напряженного духовного поиска, А. штудирует И. Канта, Ф. Ницше, Вл. Соловьева. В 1918 А. возвращается в Одессу, продолжает обучение в университете, служит в банке. В годы Гражданской войны А. мобилизован в ряды Русской армии П.Н. Врангеля. В 1921 г. эвакуируется из Севастополя в КПоль. В том же году А. перебирается в Югославию (Королевство С.Х.С.) После окончания в 1925 году богословского факультета Белградского университета, А., под руководством проф. А.П. Доброклонского, готовит докторскую диссертацию «Государственная власть на Вселенских соборах». В эти годы А. преподает Закон Божий в женской гимназии в Скопье и Штине. В 1929 году А. отправляется на лечение в Швейцарию и Францию, по семейным обстоятельствам А. вынужден остается во Франции, так и не защитив диссертации. С 1930 года начинается сотрудничество А. с Религиозно-Педагогическим Кабинетом, при Свято-Сергиевском православном институте в Париже, куда его приглашает знакомый по Белграду В.В. Зеньковский, А. начинает читать курс «Источники церковного права» для студентов института. В предвоенный период в Югославии и Франции складываются две основные линии (они будут сближаться) богословских и церковно-исторических исследований А. Первое направление церковно-историческое и каноническое. А. рассматривает отношение Церкви и государства, происхождение и природу права в Церкви, смысл и значения соборного движения («Государственная власть на Вселенских соборах», «Ива Эдесский и его время»). Отталкиваясь от юридического формализма в канонике, ориентированного на историческую и институциональную идентичность церкви, А. рассматривает право как «закон любви», исходящий из реальности Церкви как богочеловеческого организма, как «Тела Христова». В Церкви нет и не может быть формального права (в этом А. опирается на протестантского историка Р. Зома), формы власти и иерархического служения в Церкви неотделимы от ее благодатной - евхаристической природы («Каноны и каноническое сознание», «Неизменное и временное в церковных канонах»). Второе направление представляет собой догматическое и экклезиологическое углубление исторической и канонической проблематики, здесь свою роль сыграло влияния идей прот. С. Булгакова (в семинарах которого А. участвовал): экклезиология – единство опыта богообщения (в таинствах, прежде всего в евхаристии) и богословского умозрения, такое единство - основа всех форм церковной жизни. В докладе «Две идеи Вселенской церкви» А. различает универсальную и евхаристическую идентичности церкви, эта дистинкция стала отправной точкой всех его богословских трудов последующего времени. С 1932 по 1940 гг. А. доцент Свято-Сергиевского богословского института, участвует в работе РСХД. На Рождество 1940 г. А. рукоположен митр. Евлогием (Георгиевским) в священники. С началом войны, в мае 1940 года, А. эвакуировался на юг Франции. В конце 1941 года переезжает в Тунис, где по назначению митр. Евлогия занимает должность настоятеля православного прихода в Бизерте. После войны А. возвращается к научной и преподавательской деятельности, он завершает начатую еще в Тунисе работу «Церковь Духа Святого», свой главный труд в 1950 г. он защищает как докторскую диссертацию. По А., Евхаристия является средоточием благодатной жизни Церкви, в зависимости от того или иного понимания места Евхаристии в богословии Церкви, меняется смысл всех аспектов церковного устройства и церковной жизни. Например, епископ совершает таинства, потому-то он епископ и имеет на это право – такова посылка универсальной экклезиологии. Все права епископа производны от его миссии – служения совершителя Евхаристии в конкретной церковной общине – это евхаристическое понимание Церкви. А. очень подробно, привлекая исторические источники, рассматривает генезис двух экклезиологических моделей, приходя к выводу, что в истории утвердился универсальный подход в двух вариантах – православном и католическом, тогда как изначальное – евхаристическое видение Церкви забыто. Возрождение евхаристического понимания Церкви, по А., залог возрождения православия в условиях стремительной секуляризации мира, и основа для единства христиан Востока и Запада (программу единства христиан А. изложил в статье «Una sancta»). Идеи евхаристической экклезиологии, благодаря трудам А., получают широкое распространение и находят отклик (далеко не всегда позитивный, ср. напр. критику евхаристической экклезиологии прот. Д. Станилоэ) как среди православных, так и среди католиков. В частности, подход А. повлиял на Ива Конгара, одного из создателей экклезиологической конституции II Ватиканского собора «Свет народам». Шмеман А., прот. Памяти протопресвитера Николая Афанасьева // Собрание статей 1947-1983. М., 2009. Афанасьева М., Афанасьев А., Иов (Гетча) архим. Протопресвитер Николай Афанасьев (1893-1966) //Преподобный Сергий в Париже. История Свято-Сергиевского православного богословского института. СПб., 2010. С. 133-141. Платонов А., диак. Евхаристия и церковь «с малой буквы»: о восприятии евхаристической экклезиологии о. Николая Афанасьева. http://www.golubinski.m/ecclesia/ecclesiology.htm#ftn2 Теги: русская философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Махлак К. А. |