КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Вениамин (Казанский)

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Вениамин (Казанский Василий Павлович; 17.04.1873, - с. Нименский Погост Каргопольского у. Олонецкой губ.- 13.08.1922, Петроград), митрополит, церковно-общественный деятель, священомученик. Родился в семье священника, окончил Олонецкую семинарию (1897 г.) и СПб Духовную академию. В период учебы В. принимает активное участие в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви» (ОРРНП), проповедует на фабриках, заводах и в ночлежных домах СПб. В 1897 г. В. был назначен преподавателем (свящ. Писания) в Рижскую ДС, с 1898 г инспектор Холмской ДС. В 1899 г. В. инспектор СПбДС. В этот период складывается главные направления деятельность м. В.: миссия среди рабочих предполагавшая на ряду с христианским просвещением так же и организацию взаимопомощи. В. осознавал необходимость деятельного участия церкви в социализации на православной основе вчерашних крестьян перебиравшихся в город и пополнявших окраины столицы и крупных городов империи. Активность церкви в этом направлении может способствовать нейтрализации революционной и сектантской пропаганды, а так искоренению алкоголизма и др. пороков свойственных рабочим окраинам. Пути социализации пролегал через создание братств, христианских кружков на основе добровольной самоорганизации духовенства и мирян. Начинания м. В. развивались во многом параллельно аналогичным инициативам в католическом мире, начиная с энциклики папы Льва XIII Rerum Novarum (1891), РКЦ обратила внимание на рабочее движение и взяла курс на его христианизацию. В РПЦ теоретическое оформление деятельности м. В. частично произошло только через 80 лет после его гибели («Социальная концепция РПЦ» 2000 года). В авг. 1905 г. В. участвует в 1-м пастырском собрании духовенства Самарской епархии, где озвучивает свою программу переустройства приходской жизни на основах братско-миссионерской идентичности церкви, основным препятствием В. видел отстраненность духовенство от конкретных нужд и проблем (в том числе экономического порядка) паствы. С окт. 1905 г. В. становится ректором в СПбДС, в 1909 г. В. епископ Гдовским, 4-й викарий СПб. епархии, а с 20 марта 1914 г.- 1-й викарий. Среди многочисленных начинаний В. того времени развитие трезвеннического движения, от В. пошла традиция масштабных крестных ходов трезвинических обществ, В. практиковал некоторые литургические нововведения, в частности общенародное пение на литургии. 2 марта 1917 г. на В. было возложено временное управление Петроградской епархией. На епархиальном съезде в мае 1917 г. он был избран на Петроградскую кафедру, во втором туре выборов с большим преимуществом обошел трех других кандидатов (976 голосов из 1561), это был беспрецедентный случай избрания архиерея на столь значимую кафедру за более чем 300 летний период истории церкви. В. участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. После попытки захвата большевиками Алекс. -Невской лавры в январе 1918 года, В. организовал многотысячный крестный ход от Лавры к кафедральному Казанскому собору (интересно, что когда процессия поравнялась с католич. собором Св. Екатерины, католическое духовенство вышло приветствовать м. В. своим крестным ходом). При деятельном участии В., после закрытия большевиками духовных школ, в сент. 1918 г., открылось Богословско-пастырское училище (просуществовало до 1928 г.), а в 1919 г. началась работа по организации Петроградского Богословского ин-та (август 1920). Во время голода лета/осени 1921 г. епархия под началом м. В. активно участвует в сборе средств для голодающих, очевидно, в это же время у коммунистических властей созревает план уничтожения влиятельного митрополита. 23 февр. 22 года публикуется декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, м. В. заключает соглашение с властями: церковь передает ценности, но контролирует их использование на нужды голодающих. Тем не менее, большевицкие власти города нарушают договоренности, начинается насильственное изъятие церковной утвари и богослуж. принадлежностей (в начале из закрытых домовых церквей, затем из действующих храмов) по всей епархии. 1 июня 1922 г. м. В. был арестован, ему инкриминируется «возбуждения религиозного населения к волнениям, в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции». Однако открытый процесс показал: все обвинения сфабрикованы (это было настолько очевидно, что находящихся в зале суда красноармейцев приходилось постоянно менять). Уже 5 июля был объявлен приговор, м. В., и еще 10 человек проходивших по делу, были расстреляны в августе 22 года. Прах м. В. покоится в общей могиле, вероятнее всего, на т.н. «Ржевском артиллерийском полигоне» под С.-Петербургом. М. В. был причислен к лику святых на Соборе РПЦ в 1992 году.

Ореханов Г., свящ., Кривошеева Н. А. Дело митр. Вениамина (Казанского). К 80-летию процесса // Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 2002. С. 200-209.

Бовкало А. А. Св. митр. Вениамин в послереволюционные годы по архивным документам и воспоминаниям // Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1999. С. 306-314.

Кассиан (Безобразов), еп. Родословие духа // ПМ. 1949. Вып. 7. С. 7-16


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.