КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Евдокимов П. Н.

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Евдокимов Павел Николаевич (02.08.1900, СПб. – 16.09.1970, Медон, Франция) – богослов, религиозный философ, церковно-общественный деятель. Из семьи военного, отец Е. – полковник, убит террористами в 1905 г., по другим сведениям – подполковник 123-го пехотного Козловского полка, застрелен солдатами во время учебных стрельб (1907). Е. окончил кадетский корпус и поступил в Киевскую духовную академию (1918), участник Белого движения, с 1920 г. в эмиграции. В 1922 году переезжает из Стамбула в Париж, поступает на философское отделение Сорбонны, участвует в первом съезде РСХД, с 1924 г. секретарь Движения во Франции. В 1928 г. окончил Свято-Сергиевский богословский институт (первый выпуск), ученик прот. С. Булгакова. В 1942 г. Е. защитил докторскую диссертацию «Достоевский и проблема зла» (университет г. Экс-ан-Прованс), где в духе русской религиозной философии осмыслял проблему «антихристова добра», показывая генезис этой темы в творчестве Ф.М. Достоевского. В послевоенное время Е. издает ряд работ богословско-публицистического плана. «Брак, таинство любви» (1944), «Женщина и спасение мира» (1958) и др., в центре внимания Е. актуальные проблемы богословия: прежде всего, проблема пола, семьи и брака, круг вопросов, поднятых зарождающейся в то же время «феминистской теологией». Е. пытается разрешить их с опорой на святоотеческую традицию и русскую философию. Следуя своему учителю прот. С. Булгакову, Е. стремится придать этим темам софиологическое измерение, в частности, он склоняется к изначальному андрогинизму первого человека. По Е., грехопадение сделало половое разделение противопоставлением, а его упразднение, с сохранением различия полов «в единстве», связывается с приходом Царствия Божия. Постепенно Е. вырабатывает своего рода богословскую парадигму, опираясь на которую он пытается разрешить ряд богословских, религиозно-философских, церковно-практических вопросов, таким принципом выступает «троическая аналогия». Троица – образ совершенного бытия и совершенной любви, а, значит, каждое отношение в Троице должно быть тройственно: рождение Сына Отцом не является односторонним актом, но происходит «от Отца и Духа», Дух исходит от Отца и Сына, в единоначалии Отца также участвуют, «свидетельствуют» Сын и Дух («Св. Дух в православном Предании»). Подобного рода взаимообусловленность, являющаяся развитием идей С. Булгакова, обозначается Е. как «вечное круговращение божественной любви» (иногда эта формула подкрепляется концепцией движения божественного эроса у Дионисия Ареопагита). Будучи выражением внутрибожественного бытия, «круг любви» является образцом для тварного, «по образу Троицы» устроенного бытия, как то: личность, семья, общество (Церковь). Эта идея Е., в сочетании с темой кенозиса (обзор кенотической христологии, в том числе на материале русской классической литературы и религиозной философии, приводится в книге Е. «Христос в русской мысли» (1970), которая повлияла на протестантского теолога Ю. Мольтмана, а также на одного из создателей «теологии освобождения» Л. Боффа. Идеи троического бытия и кенозиса также оказали влияние на православных авторов О. Клемана и Х. Яннараса. В 50-е 60-е гг. Е. много времени и сил посвящает экуменическому движению, он принимает участие в создании «CIMADE» (Comite Inter-Mouvements d'Accueil des Evacues) – сети христианских общежитий для беженцев, с 1947 по 1968 г. руководит студенческим общежитием в г. Севр. Преподает в экуменическом институте в Босей (около Женевы). Е. – один из основателей Всемирной ассоциации православной молодежи «Синдесмос» (1953). Богословское обоснование экуменической деятельности Е. также связывает с триадологией, в частности, в работе «Святой Дух в православном Предании» (1969) он на основе концепции «круга любви» предлагает свое решение спора о filioque. Е. преподает в Свято-Сергиевском богословском институте, с 1953 г. – доцент, а с 1959 г. – профессор по кафедре нравственного богословия. В качестве наблюдателя от русского экзархата КПольского патриархата Е. участвует в работе II Ватиканского собора (1964).

Ковалевский П. Е. Кончина проф. П. Н. Евдокимова // ВРСХД. 1970. № 97. С. 169-170; Клеман О. Памяти П. Н. Евдокимова // Православная мысль. 1971. Вып. 14. С. 95-97

Евдокимов М., свящ. Павел Николаевич Евдокимов (1900-1970)// Преподобный Сергий в Париже. История Свято-Сергиевского православного богословского института. СПб., 2010. С. 250-256.


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.