КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Зеньковский В. В.

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Зеньковский Василий Васильевич, протопресвитер (04. 07. 1881 Проскуров, Подольской губ. – 04.08. 1962 Париж, Франция) богослов, историк философии, педагог, церковный и общественный деятель. Родился в семье учителя, окончил гимназию в Киеве. В семнадцатилетнем возрасте увлекся материализмом Д. Писарева, затем благодаря «Очеркам психологии» позитивиста Х. Геффдинга психологией. В 1900 году поступил на физико-математический факультет Киевского университета, со второго курса посещает семинары Г. Челпанова (З. стал его приемником во главе семинара после переезда Челпанова в Москву). На четвертом курсе перешел на историко-филологический факультет (1909). В этот период Зеньковского занимает психология детства, он читает лекции в Институте Дошкольного воспитания (он возглавит его через два года), на Высших женских курсах. Постепенно З. отходит от позитивизма в психологии, он обращается к немецкой классической философии, к русской религиозной философии Вл. Соловьева и Л. Лопатина. В 1905 году совместно с С. Булгаковым З. в русле идей христианского социализма издает газету «Народ», становится заместителем председателя киевского Религиозно-философского общества. В этот период складывается замысел работы о Н. Гоголе (опубликованной полностью только в 1961 г.). Пройдя магистерский экзамен (1912) З. под руководством Челпанова готовит докторскую диссертацию «Проблема психологической причинности» (1914), становится экстраординарным профессором по кафедре психологии (1916). Революция застает З. в Киеве, в период австро-германской оккупации в качестве министра исповеданий правительства гетмана П. Скоропадского З. участвует в Всеукраинском церковном соборе (май 1918). Тема русско-украинских духовной и культурной связи в то время являлось темой постоянных размышлений З., он считал, что только неразрывное единство русского и украинского начал в русской культуре и политике залог политического и духовного возрождения страны. Только такое единство может эффективно противодействовать большевизму. Как министр исповеданий З. видел украинскую Церковь в единстве с российской, при этом выступал за учет украинской церковной специфики, не смешивая ее при этом с политической украинизацией, противником которой выступал («Пять месяцев у власти»). После падения режима Директории (26.01. 1920), З. эмигрирует в Югославию (Королевство С.Х. С), С 1920 – 23 год З. преподает в различных учебных заведениях, он приглашен в Белградский университет. К югославскому периоду жизни З. относится его знакомство с белградским кружком РСХД, как секретарь Объединения русских ученых в Югославии З. принимает живейшее участие в этом начинании, в 1923 году на Пшеровском съезде он избран председателем Движения, на этом посту он остается вплоть до своей смерти в 1962 году. В 1923 г. З. перебирается к брату в Прагу, где трудится в Русском Педагогическим институте, к этому периоду относится работа по осмыслению с позиций педагогической науки опыта революции и гражданской войны, (сборник «Дети эмиграции»). Летом 1927 года З. переезжает в Париж, где преподает, вплоть до кончины, в Свято-Сергиевском православном богословском институте (психология, философия, апологетика, история религий). Из учеников З. вышло все младшее поколение русского Зарубежья: А. Шмеман и И. Мейендорф, Б. Бобринский, К. Андроников, Н. Куломзин и др. Парижский период самый плодотворный в жизни З., выходят его книги по религиозной педагогике «Проблема воспитания детей в свете христианской антропологи» (1934), «Вопросы пола» (1926), «На пороге зрелости» (1929). Как характеризовал свои педагогические труды сам З. «Все педагогические усилия … должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло «найти себя» и творчески преображать свой состав… как взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний» («Очерки моей философской системы»). В 1939 году за день до объявления войны, Зеньковский был арестован французскими властями, вероятно по подозрению в связях с немцами (обвинение не было предъявлено). Заключение длилось около года, сначала – в тюрьме, затем – в лагере. В марте 1942 года митрополит Евлогий (Георгиевский) совершил священническую хиротонию З. В послевоенный период З. активно участвует в жизни Русского экзархат КПольского патриархата. В 1946 году, после смерти митр. Евлогия (который видел в З. своего приемника), во многом благодаря З. Русский Экзархат остался в лоне Константинопольского Патриархата, хотя значительная часть духовенства и мирян выступала за воссоединение с Московской Патриархией. В это время З. читает курс истории русской философии, он лег в основу книги «История русской философии» опубликованной 1950 году. В последние годы жизни З. пишет «Основы христианской философии» (в 1961 – 64 были опубликованы только две части, третья осталась не законченной). Этот труд, находящийся в определенной связи с «Историей русской философии» – это своего рода ее детальное резюме, попытка догматически корректно, ответить на вопросы, заданные русской мыслью, или даже показать, чем могла бы быть религиозно-философская мысль, если бы воспринимала богословие, да и философию (ос. немецкую классику) не как «путы», мешающие «свободной теософии», а как указание пути. Авторская позиция «Основ» – пролегомены, к основным темам богословия, опирающиеся на анализ философских концепций XIX –XX веков, в своем подходе З. не спешит расставить все точки над «i», в целом скептически оценивая перспективу построения «системы христианской философии». Из творчества последних лет жизни З. следует отметить многочисленные мемуары, являющиеся важным источником по истории русского Зарубежья в духовной и интеллектуальной жизни которого З. сыграл существенную роль.

Памяти о. Василия Зеньковского / Вступ.: Е. Н. Берг. Париж, 1984.

Сухарев Ю. Н. К биографии В. В. Зеньковского // Начала. М., 1993. № 3. С. 156-159.

Рауш фон Траубенберг Н.К. Протопресвитер Василий Зеньковский (1881-1962)// Преподобный Сергий в Париже. История Свято-Сергиевского православного богословского института. СПб., 2010. С. 283-302.


Теги:  православие, русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.