КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Киприан (Керн)

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Киприан (Керн Константин Эдуардович 11.05.1899 Тула – 11.02.1960 Париж), архимандрит, патролог, литургист. Из дворянской семьи, отец профессор, впоследствии директор, Императорского Лесного института, К. учился в Александровском лицее, после его закрытия (1917), в Московском университете (юриспруденция). Участник Белого движения, эвакуируется из Крыма на п-о. Галлиполи, затем перебирается в Сербию, поступает на юридический факультет Белградского университета, по окончанию, в 1922 году поступает на богословский факультет, в 1921 совместно с другими студентами (Н. Афанасьевым, Ю. Граббе, С. Безобразовым, Н. Зерновым и др.) организует христианский кружок с 1921 г. преобразовавшийся в Свято-Серафимовское братство. Впоследствии братство станет основой христианского студенческого движения РСХД. В Белграде знакомится с м. Антонием (Храповицким), под его влиянием К. решает избрать путь «ученого монашества». По окончанию университета направлен преподавателем (литургика, апологетика, греческий язык) в семинарию Сербской православной церкви в Бритоле (южная Македония). Через год после монашеского пострига в 1928 году, архимандрит К. отправляется в Палестину, начальником русской духовной Миссии, через два года в 1930 году, К. возвращается в Сербию, не сработавшись с прежним начальником архиеп. Анастасием (Грибановским). В 1936 г. К. приезжает в Париж с 1936 по 1948 г. К. – доцент, преподаватель по кафедре литургики Свято-Сергиевского богословского института. В сербский и парижский периоды складывается круг интересов арх. К.: на первом месте литургическое богословие, для К. литургическое предание не только предмет исторического изучения, тем более оно не исчерпывается набором навыков необходимых будущему клирику для совершения богослужения. В работах «Крины молитвенные» (1927), «Евхаристия» (1947) и др., литургическое богословие представлено как своего рода синтез и выражение духа православия его интеллектуального, аскетического и эстетического этоса. Литургическое творчество, по К., это своего рода герменевтическое усилие предполагающее корреляцию гимнографии и догматики, гимнографии и иконографии, К. подчеркивал значения для литургики изучения агиологии и апокрифической традиции оставившей заметный след в литургических текстах. В этом направлении особое значение приобретает вопрос языка богослужения, для К. без учета связей литургического предания с другими сферами богословия, а так же без опоры на филологический анализ текстов традиции, он не может быть удовлетворительно сформулирован и разрешен. К. выступает инициатором международных литургических съездов (первый прошел в 1953 г. они проводятся и по настоящее время). Наиболее известным наследником и популяризатором идей К. стал прот. А. Шмеман его работы «Введение в литургическое богословие» и «Евхаристия» явились развитием литургического богословия К. Дополнительной сферой интересов К. была патрология (патрологический курс К. вел с 1940 вплоть до кончины, заменив уехавшего в Америку прот. Г.Флоровского), в 1945 г. К. защищает докторскую диссертацию «Антропология св. Григория Паламы», паламитское богословие К. как и В. Лосский, видит вершиной византийского богословия, делая акцент на антропологических вопросах (значительную часть работы занимает обзор христианской антропологии c II по XIV в.) Для К. работа о Паламе была не только научным трудом, но и опытом вживания в византизм, своего рода повторением на новом уровне пути пройденного К. Леонтьевым. Патрологические курсы, прочитанные К. в Свято-Сергиевском богословском институте, легли в основу книг «Золотой век святоотеческой письменности» (1967), и «Патрология». Особое место в наследии К. занимают работы по пастырскому богословию (в 1942 года К. принял этот курс после кончина прот. С. Булгакова), «Православное пастырское богословие» (1957) вместе с выступлением 1942 года «Ангелы, иночество, человечеств», а также статьей «Левитство и пророчество как типы патырствования» (1937) отражает высокий идеал монашеского и священнического служения. В частности, К. высказывается в пользу необходимости создания на православной почве монашеского ученого ордена (эта идея перекликается с проектом «ученой обители» Б. А. Тураева озвученном на Соборе 1917-18 годов). В свое пасторологии, испытавшей некоторое влияние идей м. Антония (Храповицкого), К. попытался совместить святоотеческое представление о смысле и назначении священника как исповедника и главы общины с современной психологией, а так же со значительно изменившимся культурным контекстом жизни современного человека. В последний период своей жизни К. много времени уделял составление библиографических описаний отечественных приводов и публикаций по патрологии (Les traduction russes des textes patristiques. Chevetogne, 1957.) и литургике (с XVII по XX), что способствовало популяризации достижений отечественной богословской мысли (особенно, исторической литургики) на Западе.

Елена (Хиловская), мон. Архим. Киприан (Керн) и его «Путеводитель по русским переводам патристических текстов»//Вестник церковной истории. М., (1-2) 17-18. 2010. С. 276-310.

Ткаченко А.А. Архим. Киприан Керн как литургист//Вестник церковной истории М., (1-2) 17-18. 2010. С. 310-314.

Иов (Гетча), архим. Архимандрит Киприан (Керн) (1899-1960)// Преподобный Сергий в Париже. История Свято-Сергиевского православного богословского института. СПб., 2010. С. 339-355.


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.