КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Киреев А. А.

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Киреев Александр Алексеевич. 23.10.1833, Москва – 13.07.1910, Павловск, СПб. Общественный деятель, генерал от инфантерии (1907), публицист, богослов. Родился в Москве, сын дворянина Тамбовской губернии. По окончании Пажеского корпуса (1853) был определен в лейб-гвардейский конный полк. Участник Крымской войны. В 1856-1859 гг. К. – вольнослушатель Петерб. ун-та. Позднее стал адъютантом в. к. Константина Николаевича. Участвовал в подавлении Польского восстания (1863-1864) и в следствии над его участниками. С 1892 г. и до конца жизни состоял при дворе вдовы в. к. Константина Николаевича в. к. Александры Иосифовны. С детства впитал славянофильские идей, посетителями дома его отца были К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков. В 1872 г. К. стал руководителем петербургского отделения «Общества любителей духовного просвещения», многие годы был его секретарем. Одна из основных линий богословской публицистики К. – диалог со старокатоликами. После I Ватиканского собора (1870) группа германских, австрийских и швейцарских католиков отделилась от РКЦ, отказавшись принять догмат о папской непогрешимости, а также догматическое закрепление учения о непорочном зачатии Девы Марии. К. активно участвовал в старокатолических конференциях в Бонне в 1874-75 гг. Познакомившись с лидерами старокатоликов Деллингером, Лангеном, Рейнкенсом, Мишо, К. вел с ними оживленную переписку, стал постоянным сотрудником старокатолического органа Revue Internationale de Theologie, публиковал в нем собственные переводы трудов русских богословов, популяризируя русскую богословскую науку в Европе. Опираясь на экклезиологию А.С. Хомякова, К. считал, что при отсутствии вероучительных разногласий со старокатоликами, восстановление евхаристического общения с Православной Церковью возможно, т.к. старокатолики не настаивали на догматическом статусе Filioque. Такой подход открывал, согласно К., перспективу именно единства Церкви, а не воссоединения или присоединения старокатоликов к православию. Подобный сценарий К. рассматривал как путь возвращения к православию католиков, в особенности чехов и поляков. По вопросу о старокатоликах мнения в русской академической среде разделились, против позиции К. выступили профессора Казанской духовной академии А.Ф. Гусев и В.А. Керенский, их аргументы сводились к отрицанию возможности богословских мнений. Их основания: формулировка «только от Отца» встречается в ряде авторитетнейших символических текстов православного Предания, например, в «Окружном послании» патриарха Фотия, «Исповедание веры» Петра Могилы, в Окружных послания восточных патриархов XVIII-XIX вв. и является догматической. В ходе разгоревшейся полемики К. привлек в качестве эксперта В.В. Болотова, в целом подтвердившего позицию К-го. Болотов в «Тезисах о Filioque» предложил близкую К. классификацию авторитетности вероучительных положений: догмат (высшая авторитетность), теологумен (богословское положение, разделяемое многими авторитетными богословами и не противоречащее догмату) и частное богословское мнение (мнение частного лица, не противоречащее ни догмату, ни теологумену). Болотов полагал что филиокве – теологумен Западной Церкви, как таковой он не приемлем для Востока, но не препятствует единству Церквей. К. принял участие в Предсоборном присутствии, но критиковал проект предстоящего Собора (который состоялся только через 7 лет после смерти К.) за отстранение мирян от принятия решений. Из других значимых направлений публицистики К. нужно отметить спор о наследии славянофилов, здесь К. отстаивал позиции старших славянофилов против критики со стороны К.Н. Леонтьева. К. считал, что леонтьевская оценка национальной политики «как орудия всемирной революции» несправедлива ни для России, ни для Балканских славян. Народность и общинность не только не являются вариантам европейского эгалитаризма, но могут выступить его христианской альтернативой. В полемике с Вл. Соловьевым К. критиковал его теократический проект, предполагающий союз Папы и Российского императора, как прокатолический план новой унии. К. – автор целого ряда статей по вопросам общественной морали, здесь его оппонентом (например, по вопросу допустимости брака с инославными) выступал В.В. Розанов. К. был принципиальным сторонником дуэли и общепризнанным знатоком дуэльного этикета, в 1894-1896 гг. он разрабатывал дуэльный кодекс для армии, в 1908 г. К. руководил знаменитой дуэлью двух генерал-лейтенантов А. Фока и К. Смирнова.

Соловьев К.А. Генерал Киреев и его дневник/ А.А. Киреев// Дневник 1905-1910. М., 2010.

Медоваров М.В. К истории взаимоотношения А.А. Киреева и Вл. Соловьева//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С 234-239.

Соколов В.А. Памяти А.А. Киреева. Богословский вестник. 1911. № 11


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.