КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Лосский В. Н.

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Лосский Владимир Николаевич (25.05.1903, Геттинген – 07.02.1958, Париж) – богослов, церковно-общественный деятель. Родился в семье философа Н.О. Лосского. В 1920 г. поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета (медиевистика), учился у О.А. Добиаш-Рождественской, И.М. Гревса и Л.П. Карсавина. В ноябре 1922 г. вместе с семьей выслан на пароходе «Пруссия» в Германию, в том же году семья Лосского перебирается в Прагу, Л. продолжил образование в Чешском Карловом университете под началом византолога Н.П. Кондакова. В 1924 г. Л. переезжает в Париж, в Сорбонне под руководством Ф. Лота и Э. Жильсона занимается, в частности, изучением средневековых коммун в Провансе, позднее интересы Л. перемещаются в сторону средневековой философии и богословия он начинает подготовку диссертации «Отрицательное богословие в познании Бога в учении Майстера Экхарта» (опубликована посмертно). Параллельно с занятиями западным средневековьем Л. изучает православное богословие, 1925 г. совместно с Е. Ковалевским организует Братство св. Фотия, в него также входят Л. Успенский и Г. Круг (впоследствии известный иконописец). После Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и последовавшим за ней в 1931 г. переходом большей части эмигрантских приходов православной церкви в центральной Европе, возглавляемых митр. Евлогием (Гергиевским), в юрисдикцию КПольского патриархата Л. остается среди немногочисленной паствы Московского патриархата, в основном представленной прихожанами Трехсвятительского подворья в Париже. В этот период складывается как богословская, так и церковно-общественная позиция Л., свидетельством этому стал т.н. «спор о Софии»: Л. по поручению митр. Сергия опубликовал критический разбор богословского учения прот. С. Булгакова о Софии Премудрости Божией, со стороны Сергия этот шаг был продиктован желанием дискредитировать «отколовшуюся» от Москвы часть русской церковной эмиграции и, в частности, представителя ученой корпорации Свято-Сергиевского богословского института (Булгаков был одним из его основателей). Однако критика софиологии у Л. носила корректный характер, в частности, он отмечает имперсонализм, смешение личности и природы в построениях Булгакова, демонстрация неприемлемости софиологической установки на сближение Бога и мира приводит Л. к формированию основных тем собственной богословской программы: теокосмической софийности Булгакова Л. противопоставляет принцип персоны/личности; личность (как божественная, так и человеческая) принципиально не сводима к природе и не является каким-либо из ее свойств или проявлений. Обладая свободой, она определяет характер своего конкретного – природного или индивидуального бытия, выражая себя в нем, она остается трансцендентна (апофатичность личности) по отношению к своей природной объективации. Замысел православной персонологии, испытавший влияние экзистенциализма (приоритет свободы над природой) и неотомизма (тема сущности и существования), возводится Л. к учению о различии сущности и ипостаси в Троице каппадокийцев и, в особенности, к богословию божественных энергий свят. Григория Паламы (XIV в.). Энергия, понимаемая как деятельность сущности, по Л., центральная категории святоотеческого Предания: Бог является в истории и природе как Деятель, Промыслитель и Творец, но не как статичная «божественная сущность», обладающая своими абсолютными свойствами – таков «Бог философов и ученых», Бог схоластов, а еще раньше – античных философов, Бог – абстракция новоевропейской философии. По этой линии Л. оказывается преемником славянофилов, объяснявших цивилизационное различие Европы и России разницей в трактовке важнейших догматов в православии и римо-католицизме. Энергийный и персоналистический подход к догматам, по Л., чужд католическому богословию, особенно томизму, что сказывается, например, в проблематике спора о filioque, хотя отдельные элементы энергийного понимания Бога и человека встречаются в западной мистике (Экхарт). Незадолго до Второй мировой войны Л. получил французское гражданство и был мобилизован, однако не смог присоединиться к стремительно отступавшей на юг французской армии. Свидетельство того времени – автобиографический очерк «Семь дней по дорогам Франции»: Франция, по Л., квинтэссенция западного христианского мира, потерпела поражение, причина – в забвении ею своего христианского призвания. В годы оккупации Л. участвует в Сопротивлении, преподает (прочитанный им курс лекций лег в основу «Очерков мистического богословия Восточной Церкви», вышедших отдельным изданием в 1944 г.). В послевоенное время Л. организует Институт св. Дионисия, по замыслу Л. он должен был способствовать возрождению православия среди французов. Прочитанные там лекции легли в основу «Очерков догматического богословия Восточной Церкви» – второго главного труда Л. В 50-е гг. Л. продолжает преподавательскую деятельность, пишет ряд статей, посвященных триадологии («Исхождение Св. Духа в православном учении о Троице»), христологии («Искупление и обожение»), учению о Церкви (О третьем свойстве Церкви» и др.). Впоследствии, уже после смерти Л., статьи и выступления выйдут двумя сборниками «По образу и подобию» и «Боговидение». В 1956 г. Л. посещает СССР, встреча с родиной оказалась для него своего рода прощанием, через два года Л. скончался. Богословская проблематика, развернутая в работах Л., значительно повлияла как на православное, так и на католическое богословие (2) XX в., сегодня идеи православного персонализма широко распространены в православном мире и представлены, например, творчеством современных греческих богословов Иоанна (Зизиуласа), Х. Яннараса и др. Критические отзывы на персоналистическую инициативу Л. также составляют важнейшую линию в современном православном богословии. Богословская дилогия Л. («Очерки мистического богословия», «Очерки догматического богословия») легла в основу бесчисленных семинарских и академических курсов по догматическому богословию конца XX в. – начала XXI в., и стала основным источником сведений о православном богословии для католического и протестантского мира.

Уильямс Роуэн. Богословие В.Н. Лосского: изложение и критика. Киев, 2009.

Василий (Кривошеин), архиеп. Памяти Владимира Лосского//Вестника Русского Западно-Европейского Экзархата, Париж, 1956, № 30-31. С. 95-98.

Преображенская К. В. Богословие и мистика в творчестве Владимира Лосского. СПб., 2008.


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.