КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Александер

АЛЕКСАНДЕР САМУЭЛЬ (1859-1938) – английский философ, представитель неореализма, один из основоположников аналитической философии, основоположник аналитической эстетики. Родился в Австралии, преподавал в университете Манчестера. Главные труды: «Основания реализма», «Пространство, время и божество», «Красота и другие формы ценности» и др.

 В области эпистемологии А. разрабатывает теорию чувственных данных. Он считает возможным буквальное совпадение содержания чувственного данного и физического объекта (в литературе этот принцип получил название «наивный реализм», сам А. называет это принципом здравого смысла). Познавать объект – значит переживать сопребывающий с ним ментальный акт. А. считает, что мир представляет собой совокупность организмов, которые находятся в состоянии «эмерджентной эволюции» (т.е. «внезапно возникают» из более низших уровней). Качества разума, согласно данной теории, возникают из физиологической организации, но полностью не порывают с материальным. Материя и ее свойства возникают из пространства-времени. Сознание – это свойство всех вещей, включая даже минералы. А. считает мир одушевленным «пространством-временем». В основе мира лежит «Божество», которое воплощает в себе вершину мира ценностей и вершину эволюции вообще. «Божество» - это категория для эмпирически наблюдаемых проявлений Бога в мире ценностей; сам же Бог, по А., непознаваем. А. считает, что человек, поклоняясь Богу, «живет в нем». В своих эстетических воззрениях А. выступает последовательным реалистом. Произведение искусства определяется как тем, что оно изображает, так и «непосредственным переживанием» в сознании зрителя или слушателя. Будучи реалистом, А. тем не менее критикует материализм применительно к искусству; художественное произведение относится к ценностно ориентированному, а не буквальному изображению действительности. Характерно, что А. полемизирует с идеалистами, отстаивая точку зрения, что искусство воплощает в себе переживание, а не познание действительности.

Соч.: Space, Time and Deity. London,1927; Beauty and Other Forms of Value. London, 1933; Philosophical and Literary Pieces. London, 1939.

Лит.: Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Богомолов А.С. Английская буржуазная философия ХХ века. М., 1973; Никоненко С.В. Аналитическая философия. Основные концепции. СПб., 2007.

 С.В. Никоненко


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.