КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Анкерсмит

АНКЕРСМИТ ФРАНКЛИН РУДОЛЬФ (р. 1945) – голландский философ и историк, тесно связанный с философскими кругами США, крупнейший представитель аналитической философии истории, известный теоретик философии языка и политики. Профессор истории в университете Гронингена. Главные труды: «Нарративная логика», «История и тропология: взлет и падение метафоры», «Возвышенный исторический опыт».

 А. формирует свои взгляды под влиянием Х. Уайта и А. Данто, заимствуя от них теорию исторических нарративов. Он создает нарративную логику как методологию философии истории. А. считает нарративы формой исключительно исторических описаний, отличая их от художественных и естественнонаучных текстов. Задача историка заключается в создании целостного «повествования» о прошлом на основе всех доступных источников. Характерно, что А. критически относится к постмодернистскому подходу, критикуя идею деконструкции. Нарратив исключает произвол авторской точки зрения; постмодернисты типа Ж.Деррида или У. Эко, по А., делают историю жанром интеллектуальной литературы. Тем самым, можно заключить, что нарративная логика преследует конструктивные, а не деконструктивные цели. Такие привычные исторические понятия, как «античность», «Ренессанс», «Новое время» А. трактует как «нарративные субстанции».

 В области метафизики А. примыкает к традиции внутреннего реализма. Он создает теорию «возвышенного исторического опыта», развивающую идеи герменевтики Й. Хейзинги и П. Рикера. В истории остается особый тип опыта, который собирательно представляет все наиболее значимое для данной эпохи, и в этом смысле он идеализированный, возвышенный. Возвышенный опыт волнует человека; поэтому он одновременно и «травматический» опыт. А. считает, что можно судить о духовности человека Ренессанса на основе духовности Леонардо или Рафаэля, а не «обычного человека». Исторический опыт является более совершенным и высшим по отношению к частному опыту, поскольку он всегда интеллектуально и нравственно окрашен, несет в себе определенный идеал и стремление к лучшей жизни.

 Широкую известность получила философия языка А., в рамках которой центральным выступает учение о метафоре. А. отказывается от традиционной трактовки, согласно которой метафора имеет буквальный и переносный смысл. По М., метафора имеет только один, собственный смысл, и в этом смысле требует особой «логики» истолкования. Характерно, что А. придает метафоре нелингвистический статус «освоения» человеком действительности, придания ей «человечности». В настоящий момент А. развивает свою философию метафоры в рамках концепции «политической репрезентации», доказывая, что политология должна обернуться лицом к истории. По А., репрезентация является общим основанием истории, политики и искусства. Он называет репрезентацию «эстетической», поскольку не существует одного-единственного отношения между репрезентацией и репрезентируемым. Политическая власть существует в «травматическом разрыве» между государством и гражданским обществом.

Соч.: Нарративная логика: семантический анализ языка историков. М., 2003; История и тропология: взлет и падение метафоры. М., 2003; Возвышенный исторический опыт. М., 2010; Политическая репрезентация. М., 2012; Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности. М., 2014; Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М., 2010.

Лит.: Кукарцева М.А. Современная философия истории в США. Иваново, 1998; Никоненко С.В. Реальность, символы и анализ. СПб., 2012.

 

 С.В. Никоненко


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.