|
Персоналии БерлинБЕРЛИН ИСАЙЯ (1909-1997) – английский философ и культуролог, крупнейший представитель школы истории идей, профессор Оксфордского университета. Выходец из России, поддерживал связи с русскими интеллигентами (Ахматова, Пастернак, Бродский и др.), трижды посещал СССР. Написал книгу «Русские мыслители» о политической мысли XIX в., а также мемуары, где описал встречи с русскими писателями. Интересы Б. лежат в области истории философии и философии политики. Главные труды: «Четыре эссе о свободе», «Подлинная цель познания», «Запутанный лабиринт человечества». Б. представляет как личность, так и историю изначально сложными феноменами, не имеющими однозначного истолкования. Он разрабатывает метод авторского описания истории мысли, который направлен на реконструкцию подлинного мировоззрения человека эпохи и существенно зависит от авторского подхода. Б. считает свой метод «плюралистическим». В своих историко-философских сочинениях Б. отбрасывает любые схемы, а также идею всеобщности истории. Он также категорически отвергает деление мыслителей на «официальных» и «прочих». Героями своих очерков он выбирает именно непризнанных философов, не нашедших достойного места в гегельянских и позитивистских учебниках: Макиавелли, Вико, Гердера, Герцена и др. По мнению Б., в истории культуры могут существовать принципиально разные, даже несовместимые ценности; однако и между ними возможна определенная коммуникация. Он считает, что история не имеет никакой цели, примыкая к пессимизму А. Герцена. Идеи Б. в определенной степени близки к экзистенциализму, поскольку Б. определяет человека как существо, которое всегда способно «выбирать». Б. также не проводит грани между фактами и теоретическими описаниями, выступая с позиций радикального интерпретационизма и свободы творческих предпочтений. Историю мысли Б. определяет как «длинную череду цареубийств», когда новые концепции могут «вытеснять» прежние и не обязательно им следовать. Идеи Б. подготовили становление британской формы постмодернизма, которая занимается анализом «приватного» языка, в случае Б., языка великих мыслителей и писателей. Хотя Б. только относительно считается аналитическим философом, его историософские идеи сильно повлияли на американских неопрагматистов (Д. Дэвидсон, Р. Рорти). Б. основал собственную культурологическую школу. Характерно, что в нее входило много феминистски настроенных женщин-ученых (Ф. Йейтс, С. Лангер и др.). Б. также является крупным политическим философом. В книге «Четыре эссе о свободе» он проводит различие между негативной и позитивной свободой. Негативная свобода отвечает на вопрос «От чего человек должен освободиться?»; позитивная свобода отвечает на вопрос «Зачем человеку быть свободным?» Б. утверждает первичность негативной свободы. Цель свободы заключается не в установлении единого стандарта в виде законов, заповедей или идей, а в «свободе от цепей». В качестве главных ценностей негативной свободы Б. выделяет терпимость и человечность. Современная западная демократия, в отличие от тоталитаризма, по Б., дает благоприятные условия для развития негативной свободы. Соч.: Философия свободы. Европа. М., 2001; Философия свободы. Россия. М., 2001; Подлинная цель познания. М., 2002; Russian Thinkers. Harmondswoth, 1982; Four Essays on Liberty. Oxford, 1984; Personal Impressions. Oxford, 1982; The Crooked Timber of Humanity. New York, 1990. Лит.: Ignatieff M. Isaiah Berlin. A Life. London, 1998; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003. С.В. Никоненко
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |