КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бозанкет

БОЗАНКЕТ БЕРНАРД (1848-1923) – английский философ, представитель абсолютного идеализма, главный популяризатор идей данного направления. Работал в Оксфорде, Лондоне и Эдинбурге. Главные труды: «Основания логики», «Философская теория государства», «Принцип индивидуальности и ценность» и др. Интересы Б. лежат в пределах логики, этики, эстетики и политической философии.

В области метафизики Б. разделяет основные положения философии Гегеля и Брэдли. Логика – дисциплина, законы которой отличны от законов обыденного мышления. Психология и логика несовместимы. Б. отмечает, что теории, делающие представление основным принципом познания, не могут выйти за пределы субъективизма. Б. впервые поставил вопрос о невозможности представления мыслимого, который развил Дж. Мак-Таггарт. В знании нет диалектики субъективного и объективного, а только развитие объективного. Логика «конструирует» мир их понятий; истина – свойство непротиворечивой конструкции мира. Б. называет свою концепцию «логическим абсолютизмом». В мире все связано; мир есть неделимое целое, доступное только мышлению. Тем не менее, Б. стремится «оправдать» индивидуальность перед лицом всеобщего. Индивидуальность способна реализовывать себя этически как свободный субъект.

Б. развивает гегельянские идеи в области философии религии, выделяя особое «религиозное сознание», которое всеобще для всех религий. Он считает религию разумной; каждый разумный человек должен быть религиозным. Вместе с тем, он считал религию несовместимой с догмами и ортодоксией. Своими религиозными взглядами Б. повлиял на идеи нескольких поколений аналитических философов.

Б. – классик политической мысли. Теория Б. исследует не «объединенное», а «объединяющееся» государство, взятое в развитии его идеи. Критикуя Дж. Милля, Б. считает глубоким заблуждением абсолютизацию индивидуального Я в государстве. В государстве присутствует диалектика частной воли и всеобщего целого, которое Б. называет «Реальной Волей Личности». Это сближает Б. с теорией общественного договора Руссо; однако Б. против механического понимания государства как «объединения воль». Только Реальная Воля обладает суверенитетом. Наряду с Реальной Волей, существует и Всеобщая Воля – политическое олицетворение абсолютной идеи. Всеобщая Воля лежит в основании истории вообще. Вместе с тем, Б. выступает сторонником личных прав и свобод граждан, противником любого тоталитаризма. Единственным критерием прогресса может выступать только прогресс нравственности. Б. считает, что мораль и религия не могут быть навязаны никаким государством; это возможно только там, где личность не обладает свободой.

Соч.: Основания логики. М., 1914; The Philosophical Theory of the State. London, 1965; Three Lectures on Aesthetics. London, 1915; The Principle of Individuality and Value. London, 1912; What Religion Is. London,1920.

Лит.: Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965; Богомолов, А. С. Английская буржуазная философия XX века. М., 1973; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003; Sprigge, T.L.S.. The God of Metaphysics: Being a Study of the Metaphysics and Religious Doctrines of Spinoza, Hegel, Kierkegaard, T. H. Green, Bernard Bosanquet, Josiah Royce, A. N. Whitehead, Charles Hartshorne, and Concluding with a Defence of Pantheistic Idealism. Oxford, 2006.

 Никоненко С.В.

 


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.