КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Броуд

БРОУД ЧАРЛИ ДУНБАР (1887-1971) – английский аналитический философ, представитель кембриджской философии. Б. считается последним крупным представителем неореализма. Практически неизвестен в России. Интересы Б. лежат в области эпистемологии, этики и философии науки. Главные труды: «Научное мышление», «Религия, философия и критическое исследование», «Разум и его место в природе», «Этика» и др. Несмотря на скромное положение и незначительное влияние, Б. считается одним из самых глубоких аналитических философов ХХ в.

 В области эпистемологии Б. придерживается позиций реализма. Чувственные данные он называет «объективно схватываемыми». Б. придерживается позиций эпистемологического скептицизма, согласно которому объективно схватываемые никогда не идентичны соответствующему физическому объекту. Относительно природы сознания Б. выводит позицию эпифеноменализма – дуалистический взгляд на природу сознания, согласно которому выделяются два типа причинности – «физическая» и «ментальная»; причем физическая причинность первична и частично определяет ментальную. Теория эпифеноменализма – первая в аналитической философии теория сознания, в которой поставлена проблема дуализма сознания и тела (ныне она именуется «двухаспектной теорией сознания»). Вместе с Расселом Б. развивает юмистские воззрения на сознание, отказываясь признавать разум самостоятельной субстанцией. Б. Разделяет философию на «критическую» и «спекулятивную», понимая под первой реалистическую эпистемологию, а под второй идеалистическую метафизику.

 Б. считает сферу нравственности и религии относительно независимой от логики и эпистемологии, поскольку она базируется на ценностях. Религию Б. считает вопросом личной веры, отмечая, что не находит аргументов, чтобы критиковать личную веру в высшее существо. Рефлексируя над этикой Дж. Мура, Б. приходит к утверждению «специфически морального смысла», который присущ исключительно этическим категориям. Б. считает невозможным доказать безусловность категорий нравственности, равно как и этический детерминизм. В конце концов, человек выбирает правильный путь в жизни под влиянием «разумного выбора» и здравого смысла. Б. считает, что для воплощения нравственных ценностей душа должна обладать бессмертием; однако доказать это невозможно.

Соч.: Scientific Thought. London, 1923; Religion, Philosophy and Physical Research. London, 1946; The Mind and Its Place in Nature. New York, 1952; Ethics. Nijhoff, 1985.

Лит.: Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003; The Philosophy of C.D. Broad. New York, 1959.

 С.В. Никоненко

 


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.