|
Персоналии БрэдлиБРЭДЛИ ФРЕНСИС ГЕРБЕРТ (1846-1924) – английский философ, ведущий представитель школы абсолютного идеализма. Учился и работал в Оксфорде. Главные труды Б.: «Этические исследования» (1876), «Видимость и реальность» (1893), «Очерки об истине и реальности» (1914). Б. формируется как философ в гегельянской среде и находится под сильным влиянием Гегеля. Однако он не копирует Гегеля, а развивает его доктрину с позиций эмпирической философии. Допуская диалектику, Б. не согласен с Гегелем в том, что диалектика существует только на уровне понятия, а не реальности. Б. разделяет мир на два онтологических уровня: видимость и реальность. Под видимостью он понимает мир явлений, находящийся в пределах представления; под реальностью – умопостигаемую действительность. Реальность абсолютна и доступна только в мышлении; поэтому она духовна. Реальность заключается в особом «высшем опыте». Видимость и реальность находятся в отношении противоречия, но видимость, хотя и занимает второстепенное положение, также важна для изучения. Реальность раскрывается в видимости, а видимость развивается до уровня реальности. В области теории познания Б. создал теорию логической связанности (когерентную теорию), которая стала одной из центральных теорий значения и языка в философии ХХ в. Согласно этой теории, концепция истинна, если она связанна, и ложна, если нет. Каждое понятие в пределах теории не может изучаться само по себе, без всей совокупности внутренних отношений, посредством которых оно связано с другими понятиями. Например, если в теорию входят части А, В и С, то нельзя рассматривать А само по себе без рассмотрения отношений А с В и С. Б. критикует атомистическую теорию анализа Б. Рассела, считая выделение отдельных имен и высказываний рассудочным. Б. также является классиком этической мысли. Б. считает, что мораль есть «самореализация» воли. Мораль – направленность воли к добру посредством ее разумного определения. Добро понимается как идея; поэтому существует безусловная мера для всех моральных поступков. Моральный субъект нравственно развивается на пути к добру; этические категории также развиваются в ходе историко-философского процесса. Б. ставит на центральное место в своей метафизике Абсолют. Б. считает, что Бог христианства не может быть абсолютом. Однако он все же склоняется к платоновской теории Бога как творца мира, абсолютного разума. Поэтому Абсолют для него – необходимая философская абстракция. Б. также отстаивает идею необходимости религиозного отношения к Абсолюту и полезность религии как в истории, так и в жизни человека. Бог трактуется им как личность, постигаемая в «религиозном чувстве». Поэтому Бог существует в религиозном сознании, а Абсолют – в метафизическом сознании. Соч.: Этические исследования. СПб, 2010; Что есть реальный Юлий Цезарь? // Вестник МГУ. 1989. № 5; Appearance and Reality. London, 1925; Essays on Truth and Reality. Oxford, 1914; The Principles of Logic. London, 1922. Лит.: Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965; Богомолов, А. С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003; Church R. W. Bradley's Dialectics, lthaca, 1942. Никоненко С.В.
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |