КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бэкон Роджер

БЭКОН РОДЖЕР (1214-1292) – английский философ, физик, алхимик. Фрасцисканец, преподавал в Оксфорде и Париже. С 1278 г. до смерти был заключен в тюрьму по решению ордена по подозрению в отступничестве и черной магии. Главный труд: «Большой труд». Получил почетный титул «удивительного доктора».

Б. считает универсалии существующими только в единичном, которое не зависит от общего и от мыслящего начала. Тем самым Б. подчёркивает не столько субъективность общего, сколько объективность единичного. Не удовлетворенный понятием алхимиков о единой "первичной материи", лишенной качеств, Б. выдвигает идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Б. отрицает атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Видит основу всякого познания в опыте.. Б. подразделяет опыт на внутренний и внешний; впервые употребляет выражение «экспериментальная наука» для знаний внешнего опыта, направляемых внутренним опытом. Считал приоритетный не чувственный, а мистический опыт. Философия – результат Откровения. Б. предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др.). Б. уделяет значительное внимание избавлению от предрассудков, мешающих разуму видеть свет истины. Впервые высказал идею синтеза научного, философского и религиозного знания.

Являясь последователем Аристотеля, утверждает, что высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль. При этом математика, чьи истины являются врожденными и обладают самоочевидной достоверностью, есть «врата и ключ» (porta et clavis) всех прочих наук. Среди физических дисциплин Б. особое внимание уделяет оптике, или науке о перспективе, развивая учение о передаче всех естественных воздействий посредством т. н. умножения видов, т.е. трансмиссии форм действующей причины, мыслимой по аналогии с умножением света.

В рамках своей моральной философии Б. предлагает такую модель будущего государственного устройства, в соответствии с которой христианское общество должно управляться сословием клириков, «священников знания», владеющих достижениями всех наук и возглавляемых Папой Римским. Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.

Серьезно повлиял на идеи Л. да Винчи и Ф. Бэкона; в Новое время становится одним из «символов» веры в научный прогресс.

Соч.: Opera hactenus inedita, fasc. I—16, Oxford, 1909—40; Избранное // Под ред. И. В. Лупандина. М.: Издательство Францисканцев, 2005; Зеркало алхимии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия философия. 2009. № 4. Т. 2. СПб., 2009; Введение к трактату псевдо-Аристотеля «Тайная тайных» // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999; Большое сочинение. Часть первая, в которой устраняются четыре общие причины человеческого невежества // Антология мировой философии. Т. 1, ч. 2. М., 1969.

Лит.: Жильсон Э. Философия в Средние века. М., 2004; Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997; Брэм Эдмонд. Роль Роджера Бэкона в истории алхимии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия философия. 2009. № 4. Т. 2. СПб., 2009; Морозов В. Н. Легендарный алхимик: судьба герметического наследия Роджера Бэкона // Вестник Ленинградского государственного университета им. АСПушкина. Серия философия. 2009. № 4. Т. 2. СПб., 2009; Little A. G., Roger Bacon's Life and Works, Oxford, 1914; Easton S. C., Roger Bacon and His Search for a Universal Science, Oxford, 1952; Heck E., Roger Bacon, Bonn, 1957; Sharp D. E. Franciscan Philosophy at Oxford. Oxford, 1930.

 Никоненко С.В.


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Никоненко С. В.