КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гудмен

ГУДМЕН НЕЛЬСОН (1906-1998) – американский аналитический философ, представитель неопрагматизма и внутреннего реализма. Работал в университете Пенсильвании и Гарварде. Интересы Г. лежат в области логики, эпистемологии и эстетики. Главные труды: «Способы создания миров», «Факт, фикция и предсказание», «О разуме и других понятиях».

 Г. начинает свой творческий путь как неопрагматист, сторонник философии Дж. Дьюи и У.В.О. Куайна. Однако в зрелом возрасте переходит на позиции реализма, сохраняя от прагматизма идею свободного выбора наиболее удачной методологии. Однако Г. скептически относится к тому, что истина может быть выражена исключительно в контексте языка, без обращения к реальности. Г. первым в аналитической философии создал теорию «слабой» формы реализма, согласно которой высказывания имеют экстенсионал, но понятие «мира» зависит от человеческой точки зрения. Г. создает теорию «возможных миров» - онтологическое дополнение к теории множества языков. Человек живет в рамках символических систем описания, которые им созданы. Возможные миры представляют собой различные способы реального мира, который существует независимо от интерпретаций. Однако «прямого» доступа к реальному миру, минуя интерпретации, у нас нет. Космологическую теорию Г. принято называть «онтологическим номинализмом».

 В области эстетики Г. пишет о художественном языке и природе вымысла, выступая с позиций реализма. Именно в области эстетики Г. впервые в истории приходит к символическому реализму. Художественное произведение уникально благодаря индивидуальному способу символизации. Но любое произведение можно истолковать с точки зрения «экземплификации»: оно имеет отношение к действительному миру и является «распознаваемым» вымыслом. Искусство обладает функциями изображения, выражения и выведения примеров. Взятое как язык, искусство существует в пространстве единичных символических описаний.

 Взгляды Г. никогда не отличались последовательностью и систематичностью. Г. широко известен тем, что он генерировал новые идеи, зачастую опережая время. Наряду с Д. Дэвидсоном, Г. выступает основоположником современной формы реализма.

Соч.: Способы сознания миров. М., 2001; Languages of Art. Indiannopolis, 1968; On Mind and Other Matters. Cambridge, 1984.

Лит.: Пассмор Дж. Современные философы. М., 2002; Никоненко С.В. Аналитическая философия: основные концепции. СПб., 2007; Cohnitz D., Rossberg M. Nelson Goodman. Montreal, 2003.

 С.В. Никоненко


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.