|
Персоналии Дунс СкотДУНС СКОТ, ИОАНН ДУНС СКОТ (1266-1308) – английский теолог и философ, францисканец, преподавал в Кембридже, Оксфорде и Париже. В докторской диссертации отстаивал идею непорочного зачатия Девы Марии. В 1993 г. причислен к лику блаженных. Главные труды: «Трактат о первоначале», «Вопросы по метафизике». Идеи Д. повлияли на историко-философскую герменевтику; Д. подробно изучается В. Дильтеем, М. Хайдеггером и др.; в немецкой онтологии ХХ в. утверждается то, что Д. создает средневековое понимание вещи как «ens» в отличие от античной «res». Д. находится под сильным влиянием метафизики Авиценны и полемизирует с Фомой Аквинским. Главный философский и теологический вопрос Д. – вопрос о бытии. С точки зрения логики «быть» - это пустая форма. В понимании же метафизики бытие – это реальность. Для метафизика доказать существование Бога – значит доказать, что бесконечное бытие есть. Называя бытие Бога «первым бытием», Д. считает Его бесконечным. Бог суть первая причина, которая беспричинна, бесконечна и ничем не ограничена. Сущности, тем самым, строго подчинены Богу. Универсалии – это продукты интеллекта, имеющие отношения в вещах. Д. ведет ожесточенные споры с номиналистами и особенно с У. Оккамом, добившись в этом теологическом и метафизическом диспуте в том числе и поддержки иерархов церкви. Учение о том, что имя обозначает нечто реальное, становится «официальной» позицией средневековой теологии. Соч.: Opera omnia. Lyon, 1891-1895. vol. 1-12; Трактат о первоначале. М., 2001; Избранное. М., 2001. Лит.: Жильсон Э. Философия в Средние века. М., 2004; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997; Дильтей В. Введение в науки о духе. М., 2000; Бандуровский К. В. Критика Дунс Скотом возможности рационального доказательства бессмертия человеческой души // Verbum. Вып.8. СПб., 2005; Harris C. Duns Scotus. Oxford, 1927. Никоненко С.В.
Теги: католицизм, схоластика, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Никоненко С. В. |