КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Дьюи

ДЬЮИ ДЖОН (1859-1952) – американский философ, педагог и общественный деятель, представитель прагматизма. Интересы Д. лежат в области эпистемологии, метафизики и социальной философии. Главные труды: «Как мы мыслим», «Опыт и природа», «Реконструкция в философии», «Общество и его проблемы».

 Д. создает форму радикального прагматизма, которую называет «инструментализмом». Суть его в том, что все теории рассматриваются только как рабочие гипотезы, которые оцениваются только с точки зрения их практической успешности. Не может существовать неизменной теории, которую нельзя корректировать. Для решения одной задачи не обязательно использовать одну теорию; можно использовать разные теории для решения этапов задачи. Инструментализм постоянно отбирает наилучшие теории среди нескольких конкурирующих теорий. Д. призывает к «реконструкции» философии, изгнанию из нее отвлеченных проблем, не связанных с запросами практической жизни. В этом отношении Д. выступает предшественником релятивистской философии неопрагматизма. Р. Рорти расценивал Д. как первого англоязычного философа-индивидуалиста, порвавшего в вековой традицией. И в самом деле, Д. – последний крупный представитель прагматизма, доведший принципы этой философии до предельной радикальности.

 Д. связывает науку и социальную жизнь, рассматривая знание как социальную функцию. Первым философом, указавшим на социальные факторы науки, по Д., был Ф. Бэкон (в глазах Д. Бэкон – первый прагматист). Философия неотделима от своей социальной функции; она должна воспитывать в обществе идеал мудрого образованного человека. В своей педагогической теории Д. выступил противником классического и уравнительного образования, доказывая правомерность и эффективность индивидуального подхода к развитию ребенка. Д. также известен своими взглядами на природу искусства. Он считает, что поэзия опередила философию в своем развитии, однако ее образы не отрефлексированны и во многом бесполезны для науки. Д. учит о целостности различных форм знания, толерантно допуская равноправие науки, религии и искусства; человек выбирает те или иные сферы в зависимости от характера вопросов и мировоззрения.

 В своей социально-философской концепции Д. констатирует значительное отставание теоретических наук от потребности описания объективной картины социальных феноменов. Д. первым в американской философии признал устаревшими теории государства и права эпохи Просвещения и начал учить о современном обществе как «великом сообществе» (прообраз мирового сообщества), в котором рушатся границы между традициями и государствами и на первый план выходят потребности частного индивида.

Соч.: Реконструкция в философии. М., 2001; Общество и его проблемы. М., 2002; Поэзия и философия // Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб., 1997; Философия и культура // Метафизические исследования. Вып. 5. Культура. СПб., 1998; Религиозное в опыте // Метафизические исследования. Вып. 10,15. Искусство. СПб., 1999, 2000; How We Think. New York, 1910; Experience and Nature. New York, 1925.

Лит.: Кроссер П. Нигилизм Дж. Дьюи. М., 1958; Никоненко С.В. Современная западная философия. СПб., 2007; Bernstein R.J. J. Dewey. Washington, 1967.

 С.В. Никоненко


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.