|
Персоналии КоллингвудКОЛЛИНГВУД РОБИН ДЖОРДЖ (1889-1943) – английский философ и историк, представитель абсолютного идеализма, создатель одной из крупнейших концепций философии истории. Учился работал до 1941 г. в Оксфордском университете. Главные труды: «Идея истории», «Идея природы», «Римская Британия», «Принципы искусства», «Новый Левиафан». Интересы К. лежат в области истории, философии истории, метафизики и эстетики. В области метафизики К., в целом, проводит идеи Ф. Брэдли. «Идея природы» умопостигаема, но не может быть рассмотрена в отрыве от естественных наук. Идея природы – это понятие о природе; оно выводится метафизически и предшествует понятиям естественных наук. К. считает, что философия природы – самая слабая часть учения Гегеля, выступая против гегелевской трактовки природы, как «инобытия идеи». Взамен он выдвигает концепцию «живой природы». Природа есть субстанция, в ней присутствует циклическое развитие, она не механистична, в ней господствует телеология. В природе господствует принцип жизни и развитие. Идею истории К. выводит из идеи природы, что свойственно для гегельянства. К. критикует как стремление к фактической точности в истории, так и субъективистские интерпретации исторических событий. История, по К., является наукой и в первую очередь преследует целью осмысление событий. Будучи известным археологом, К. ценит и факты, но считает их просто эмпирическим материалом вне схемы идей. Предметом истории является реконструкция мысли людей о событиях в прошлом. Например, деяния Цезаря интересуют нас не сами по себе, а в свете основной идеи Цезаря, направленной на укрепление могущества Рима. Предмет истории, тем самым, реализуется исключительно в духовном. К. создает концепцию «априорного воображения», считая, что историк должен во многом «реконструировать», «додумывать» мысль о событиях в прошлом. Этот принцип несколько уводит К. от гегельянства в сторону неокантианства, герменевтики и аналитической философии. К. также отрицал учение Гегеля о цели истории, хотя и допускал наличие неуклонного прогресса. В целом К. выступает категорически против внесения в сферу истории теологических принципов, при этом, однако, уважительно относясь к необходимости теологии и религии в целом. К. также известный теоретик в области эстетики. К. отстаивает идею историчности искусства. В основе художественного творчества лежит не иррациональное вдохновение, а сознательный замысел, который реализуется в творчестве. К. выступает против кантианской эстетики, доказывая, что в восприятии прекрасного чувственное является вторичным по отношению к идеальному. Хотя искусство неотделимо от воображения и эмоционального воздействия, он представляет прежде всего особый способ выражения мысли. К. не принимает модернистское искусство, выступая последовательным сторонником классических стилей. Соч.: Идея истории. Автобиография. М., 1980; Принципы искусства. М., 1999; The Idea of Nature. Oxford, 1945; The New Leviathan. Oxford, 1942. Лит.: Киссель М.А. Метафизика в века науки: опыт Р.Дж. Коллингвуда. СПб., 2002; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003; Donagan A. The Later Philosophy of R.G. Collingwood. Oxford, 1962; Critical Essays of the Philosophy of R.G.Collingwood, ed. by M. Kransz. Oxford, 1972. Никоненко С.В.
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |