|
Персоналии КоплстонКОПЛСТОН ФРЕДЕРИК ЧАРЛЗ (1907-1994) – английский теолог и историк философии, неотомист, отец-иезуит. Главные труды: «Аквинат», «Философия и культура», «История средневековой философии». По К., философия не выходит за пределы осмысления повседневной жизни; это рациональное, логическое знание. К. придерживается идеалистических убеждений в философии, выступая против базовых методов аналитической философии. Вместе с тем, он считает, что человек сначала сталкивается с духовными проблемами, а только затем осмысляет их. Религиозные вопросы возникают «из экзистенциальной ситуации». К. стремится сблизить позиции иррационалистического экзистенциализма и ортодоксального абсолютного идеализма, доказывая, что «экзистенциальные» проблемы были поставлены еще в теологии Фомы Аквинского. Сама проблема существования Бога – «экзистенциальная проблема»; но она может решаться только при наличии веры в Бога. Широко известна полемика К. с Б. Расселом, у которых были диаметрально противоположные взгляды. К. полагает возможным философское доказательство существования Бога; Рассел же не усматривает фактов существования Бога. К. возражает, доказывая, что необходимость анализа и логики не противоречит утверждению высшей сферы метафизики. Критикуя Р., К. также утверждает, что сциентистское мировоззрение ведет к безнравственности, так как мораль не имеет безусловного основания, а это ведет к релятивизму. Мораль имеет трансцендентные основания и исходит от Бога. К. не стремится фактически доказывать свою позицию. Он опирается на внутренний, мистический опыт контакта с безусловной реальностью. Бог вселил в человека сознание блага как критерий правильного пути жизни. Таким образом, К. – абсолютный идеалист в области метафизики и теологии, экзистенциально мыслящий моралист и сторонник схоластической логики. Соч.: История философии. Древняя Греция и Рим. В 2 т. М., 2003; История средневековой философии. М., 1997; От Фихте до Ницше. М., 2004; История философии. ХХ век. М., 2002; Аквинат. М., 1999; Существование Бога (дискуссия между Б. Расселом и Ф. Коплстоном, 1948 г.) // Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987; Philosophies and Cultures. Oxford, 1980. Лит.: Яковлев А.А. Проблема предмета истории философии у Ф. Коплстона // История зарубежной философии и современность. М., 1980; Маслин М. А. Интеллектуальные портреты зарубежных историков русской философии: Анджей Валицкий и Фредерик Коплстон // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М., 2013; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003. Никоненко С.В.
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |