КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Кун

КУН (KUHN) ТОМАС САМУЭЛЬ (1922-1996) – американский аналитический философ, историк науки, представитель неопрагматизма. Докторская степень по физике (1949). Работал в Гарварде (1946-1956), Калифорнийском университете (1956-1964), далее в Массачусетском университете. Главный труд К. – «Структура научных революций» (1962, перевод на русский язык 1974).

К. всемирно известен своей теорией парадигмального развития наук. Наука развивается в форме замкнутых моделей (парадигм), последовательно сменяющих друг друга. Обязательными компонентами парадигмы выступают научные сообщества и теоретические проблемы. К. считает, что научные теории из разных парадигм нельзя сопоставлять друг с другом, даже при наличии одинаковых терминов. Парадигмы с необходимостью исчезают и заменяются новыми через эволюцию и революцию. К. считает революционный путь развития науки приоритетным и вводит термин «научная революция». Особое внимание К. уделял исследованию революции в естествознании XVII в. К. резко усиливает значимость конвенциональных, лингвистических и прагматических критериев, делая научную объективность вторичным, второстепенным качеством. По К., ошибочно считать, что наука всегда описывает один и тот же мир фактов, а также коррелятивность теорий разных научных эпох. Не существует системы понятий, универсальной для всех парадигм. Идея парадигмы стоит в тесной связи с теорией фальсификации К.Поппера и И.Лакатоса, а также с неопрагматизмом У.В.О. Куайна, Р.Рорти, П.Фейерабенда и др. К. проповедует релятивизм, свободную конкуренцию научных теорий, хотя решения научного сообщества всегда исторически и логически необходимы. К. придавал большое значение появлению новых «кризисных» концепций. Философия науки К. положила конец гегемонии неопозитивитских концепций в этой области и имеет в себе много черт, характерных для аналитической формы постмодернизма. К. крайне толерантно относился к мифологии и теологии, допуская полноправное вхождение религиозных воззрений в научную парадигму.

Соч.: Структура научных революций. М., 1974; Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994; Copernical Revolution. N.Y., 1957.

Лит.: Кузнецова К.И. Наука в ее истории. М., 1987; Barnes B. Th. S. Kuhn and Social Science. N.Y., 1981.

 Никоненко С.В.


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.