|
Персоналии Мак-ТаггартМАК-ТАГГАРТ ДЖОН ЭЛЛИС (1866-1925) – английский философ, представитель абсолютного идеализма. Учился и работал в Кембридже. Главные труды: «Исследования гелелевской космологии», «Природа существования». Интересы М. лежат преимущественно в области метафизики. М. – самый скрупулезный исследователь философии Гегеля во всем английском абсолютном идеализма. Сочинения М. о Гегеле носят не только описательный, но и критический характер. По М., Гегель «переоценил» возможность объяснения конкретных событий при помощи логики. М. доказывает первичность не дедуктивного, а индуктивного метода. Не будучи реалистом, он предлагает «сблизить» позиции гегельянства и неореализма за счет «наполнения» диалектики эмпирическим содержанием опыта. Такая позиция М., при всех идейных расхождениях, сделала М. самым востребованным и читаемым идеалистом в господствующей традиции аналитической философии. В отношении абсолюта М. занимает скептическую позицию. Абсолют логически необходим, но его существование только мыслимо; доказать его фактами невозможно. Поэтому М. считает абсолют не противоположным миру, а «всем миром» в его целостности. Абсолют как субстанция – только логический конструкт, дедуктивное предположение. М. близок в своих воззрениях к пантеизму Спинозы, который, как известно, был отвергнут Гегелем и Брэдли. Он также разделяет концепцию индивидуальности Б. Бозанкета, считая невозможным не учитывать роль «личностей» как индивидуальных логических субстанций. Абсолютная идея – не субъект, а «духовное сообщество» личностей. В этом отношении идеи М. развивает П. Стросон. М. также сильно повлиял на раннего Б. Рассела. М. выступает сторонником равноценности обеих сторон противоречия, выступая против гегелевского учения о наличии «положительной» противоположности. Противоречивость перманентна; противоречие не может быть «примирено» или «снято». В области философии религии М. развивает мистические идеи; от других абсолютных идеалистов его отличает скепсис относительно рационального познания Бога. Он понимает религию в духе «оптимистической» веры в высшее существо. Бог – личность и благое существо. Бога можно постичь только в мистическом опыте. В этом смысле М. закладывает основы эмотивистской концепции религии, свойственной А. Уайтхеду, Ч. Броуду, Л. Витгенштейну и др. М. прославился своими скептическими парадоксами относительно существования. Он считает, что на основании мыслимости сущности нельзя заключать к ее существованию. М. последовательно доказывает несуществование: материи, высказываний, качеств, времени, пространства, знания своего Я, верховной ценности и Бога. Особенно известно доказательство несуществования времени, ставшее классикой онтологии. М. вводит две временных «серии». Серия А представляет время через категории: прошедшее, настоящее и будущее; Серия В представляет время через категории: раньше и позже. М. считает, что Серия А ближе к истине, чем Серия В, однако ни одна «серия» не способна представить время как процесс. Время отражает только «Серия С», доступная лишь сознанию абсолюта. Поэтому «подлинного» представления о существовании времени в человеческом разуме нет. По М., время возвращается в вечность и кончается в вечности; а эта идеи недоступна для человека. Соч.: Studies in Hegelian Cosmology. Cambridge, 1918; Studies in Hegelian Dialectics. Cambridge, 1922; The Nature of Existence. Cambridge, 1968. Лит.: Антипин Н. А. Диалектика Гегеля в интерпретации Мак-Таггарта. СПб.,1998; Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965; Богомолов, А. С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века; Broad C.D. The Examination of McTaggart’s Philosophy. Cambridge,1938; Farmer D.J. Being in Time. The Nature of Time in Light of McTaggart’s Paradox. London; New York, 1990. Никоненко С.В.<#whitespace />
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |