КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Мур

МУР ДЖОРДЖ ЭДУАРД (1873-1958) – английский философ, основоположник аналитической философии, профессор Кембриджского университета. Взгляды М. лежат в основном в области эпистемологии и моральной философии.

 М. разрабатывает свои эпистемологические идеи в полемике с Ф.Г. Брэдли. Выступая против идеализма, М. утверждает, что Вселенная сильно отличается от того, как она воспринимается, а также обладает значительным количеством свойств, которые, как нам кажется, она не имеет. Теория реальности М. получила наименование «метафизический реализм» (или неореализм). Мир трактуется, как совокупность физических объектов, совершенно не зависимых от представления. Свой реализм М. называет «точкой зрения здравого смысла». При этом М. прославился тем, что первым стал анализировать ситуации повседневного опыта и обыденного языка. Например, он доказывал, что не может быть обоснованных сомнений в таких положениях, как: «Луна существовала задолго до нашего рождения», «Монета обычно круглая», «Существует моя левая рука» и т.д. М. предлагает в философию категорию «чувственные данные», которые имеют общее как с содержанием ощущений, так и с физическим объектом. По М., посредством метода эпистемологического анализа можно добиться такой ясности в определении чувственных данных, что их будет почти невозможно отличить от физических объектов.

 М. также разрабатывает теорию аналитического метода. М. выводит «парадокс анализа», согласно которому логически начальное и конечное понятия анализа равнозначны; из чего делает вывод о необходимости эпистемологической, а не только формально-логической трактовки анализа. Анализ позволяет прежде всего уточнять понятия, но не просто чисто логически, а путем установления отношения соответствия (корреспонденции) между содержанием понятия и областями внешнего мира. М. полагает, что язык имеет основой слова, которые именуют относительно простые и воспринимаемые чувствами объекты; описание этих объектов и есть значение слов. Однако если слова – это абстрактные термины, то на первый плана, по М., выходит их собственно логическое значение. В трактате “Principia Ethica” (1902) М. доказывает, что категорию «добро» ложно описывают почти во всех теориях через другое качество, не являющееся добром (М. называет это «натуралистическим заблуждением»). Поэтому «добро есть добро»; следует говорить о «специфическом моральном смысле» этических категорий, особом категориальном языке этики, наличии чисто этических значений и т.д. (в современной литературе это называют «аргументом открытого вопроса»). Аналогично М. рассуждал и относительно религиозных положений. Хотя М. заявлял о своей полной нейтральности к религии, он высказывал суждения об особой категориальной сфере теологии, доказывая, что теология может трактоваться с позиций реалистической эпистемологии, а только с позиций веры.

 Взгляды М. развивались в тесном сотрудничестве с другими неореалистами и существенно повлияли на формирование аналитической эпистемологии, этики, лингвистической философии. Особенно сильно М. повлиял на становление и развитие Л. Витгенштейна, который взял его эпистемологию за основу «Логико-философского трактата», но впоследствии серьезно с ним полемизировал по вопросам языка. Оставшись последовательным реалистом до конца дней, М. сильно влиял не только своей теорией, но и самим стилем философствования. Считается, что именно М. первым разработал «аналитический стиль»: точный, строгий, стремящийся к максимальной проверке положений, лишенный излишних обобщений.

Соч.: Природа моральной философии. М., 1999; Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993; Опровержение идеализма // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998; Philosophical Studies. London, 1960; Some Main Problems of Philosophy. New York, 1959.

Лит.: Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Никоненко С.В. Аналитическая философия. Основные концепции. СПб., 2007; The Philosophy of G.E. Moore. New York, 1952; Ayer A. J. Russell and Moore: The Analytical Heritage. Cambridge (Mass.), 1971; Klemke E.D. A Defence of Realism: Reflections on the Methaphysics of G.E. Moore. London, 1999.

 С.В. Никоненко

 


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.