КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Оккам

ОККАМ УИЛЬЯМ (1285-1349) – английский теолог и философ, представитель схоластики, францисканец. Учился и преподавал в Оксфорде. В 1323 г. попал под подозрение в ереси и был отлучен от церкви, поскольку выступал против претензий папы на светскую власть и стяжательства. В 1328 г. был вынужден бежать из Англии в Пизу. С 1330 г. жил и работал в Мюнхене, написав целый ряд политических сочинений против папы. Главные труды: «Золотое изложение всего древнего искусства», «Сто речей о теологии». О. выступает лидером средневекового номинализма.

О. считает, что доказать утверждение – это показать, что либо оно непосредственно очевидно, либо с необходимостью выводимо из непосредственно очевидного утверждения. Интуитивное познание – единственное, которое относится к существованию и которое позволяет знать о фактах. В отличие от интуиции, абстракция не позволяет судить, существует ли вещь. О. достаточно скептически относится к универсалиям; для него первично существование особенного, конкретных имен. Б. Рассел называет О. предшественником атомистического подхода в современной логике. Термины, или имена (nominae) есть знаки, субституты, которые заменяют в языке индивиды. О. неоднократно подвергался критике со стороны реалистов (но и в свою очередь критиковал их). Хрестоматийно известная точка зрения на теорию О., что он допускает «чистые» идеи, которые наполняет содержанием разум, является упрощенной. Не следует смешивать средневековый и современный логический номинализм. Как и все схоласты, О. не сомневается в божественности и вечности идей; номиналистическая форма существует только для конечного человеческого, но никак не для бесконечного божественного ума. О. постоянно подчеркивает «скромность» человеческого разума, его неспособность постичь замыслы Бога.

Среди многочисленных логических правил получил широкую известность принцип так называемой «бритвы О.» - «Pluralitas non est ponenda sine necessitate (не следует множить сущее без необходимости)». О. создает этот принцип в ходе рефлексии над логикой Аристотеля. Не запрещая более сложные объяснения, О. выступает сторонником максимального упрощения основных понятий («сущностей»); чем меньше оснований, тем теория совершеннее. Как и Аристотель, О. считает, что нельзя сократить основания далее противоречивой пары категорий; вопрос об одном-единственном основании теории после О. признан логически неразрешимым. «Бритва Оккама» закладывает философские дискуссии о принципе достаточного основания, математической рациональности, референции и т.д.

Соч.: Избранное. М., 2002; Семь избранных диспутов. // Антология средневековой мысли в 2х тт. Т.2. СПб, 2001-2002; Opera plurima, v. 1–4, London, 1962.

Лит.: Жильсон Э. Философия в Средние века. М., 2004; Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Оккам. М.: Мысль, 1978; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997;<#whitespace />Verbum. Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность // Альманах Центра по изучению средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского университета. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001; Moody E.A. The Logic of William of Okham. London, 1935. 

 Никоненко С.В.<#whitespace />

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Никоненко С. В.