|
Персоналии ОукшоттОУКШОТТ МАЙКЛ (1901-1990) – крупный английский политический философ, историк философии, основоположник английского постмодернизма, крупнейший представитель философии политического консерватизма. Также занимался этикой, философией религии, философией литературы. Работал профессором Лондонской школы экономики. Главные труды: «Об истории и другие статьи», «Рационализм в политике и другие статьи», «Религия, политика и моральная жизнь». О. наиболее известен как создатель концепции политической рациональности. О. критикует политический рационализм Просвещения, опираясь на сочинения Т. Гоббса. О. полагает, что не существует универсального разума, который проявляется на исторической арене; и Гоббс выдвинул иную концепцию рациональности, чем в картезианской традиции. По О., можно говорить только о «рациональных предпочтениях», но сама по себе политическая реальность не всегда разумна. О. выводит учение об обществе как societas, которое он противопоставляет рационально организованному государству Руссо (universitas). Общество представляет собой сложный конгломерат совершенно разных составляющих и обычно лишено имманентно присущей идеи. Взамен таких рационалистических понятий, как «идея истории» или «общественный договор», О. предлагает понятие «традиция» - главное понятие его системы. Традиция представляет собой устойчивые предпочтения людей определенной эпохи, культуры, сословия и т.д. При этом О. выступает против политического либерализма, который, с его точки зрения, ведет к произволу индивидуальных воль и разобщает общество. В том же смысле О. позитивно расценивает роль религии, отмечая в своих статьях естественность господствующей религии в любой традиции. Государство и общество, по О., остается во многом стихийным и не поддающемся объяснению; поэтому традиция выполняет функцию стабилизации общества, стихийно организуя неподвластные иному контролю силы. В области моральной философии О. выводит волюнтаристскую доктрину, доказывая, что человек редко поступает «разумно». Он считает, что мораль и религия – единственно возможный выбор человека для решения жизненных вопросов; его идеи во многом схожи с религиозным экзистенциализмом. О. доказывает, что жизнь без веры вообще не имеет смысла. О. также разрабатывает теорию поэзии, выступая защитником полной автономии поэта как творца собственного языка. О. полагает, что поэт в соединении своих образов подобен девочке собирающей на лугу цветы, заботясь только о том, как они смотрятся вместе. Взгляды О. существенно повлияли на американское философское литературоведение (Х. Блум, Р. Рорти и др.) Соч.: Рационализм в политике и другие статьи. М., 2002; On Human Conduct. Oxford, 1975; On History and Other Essays. Oxford, 1983; Religion, Politics and the Moral Life. London, 1993. Лит.: Devigne R. Recasting Conservatism. New Haven, London, 1994; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003; Nardin T. The Philosophy of Michael Oakeshott. Penn State, 2001; The Cambridge Companion to Michael Oakeshott. Cambridge, 2012. Никоненко С.В.
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |