|
Персоналии ПатнэмПАТНЭМ ХИЛАРИ (р. 1926) – американский аналитический философ, основоположник философии внутреннего реализма. Профессор Гарвардского университета. Интересы П. лежат в области эпистемологии, логики, философии сознания, философии языка, теории ценностей. Главные труды: «Разум, истина и история», «Репрезентация и реальность», «Реализм с человеческим лицом». П. начинает творческий путь как представитель неопрагматизма, затем переходит на позиции натурализма и лишь в 1980-е гг. окончательно переходит к реализму. Для раннего П. характерна материалистическая философия сознания в духе функционализма. П. стремится исключить вопрос об интенциональности из теории искусственного интеллекта. Для понимания сознания достаточно анализировать функциональные состояния; сознание представляет собой машину Тьюринга. По П., нет необходимости выяснять, что находится «внутри» сознания. Например, если квадратные затычки не подходят к круглым отверстиям, то достаточно фиксации такого факта, без выяснения причин. Однако, впоследствии П. отошел от этой теории, признав необходимость интенциональности. Например, если муравей ползет по песку и оставляет след в виде подписи У. Черчилля, то нельзя сказать, что муравей «подписался». Аналогично, отделенные от тела «мозги в бочке» не могут быть названы «человеческим сознанием», даже если поддерживается жизнедеятельность и иллюзия мыслей и поступков. Суть концепции внутреннего реализма заключается в том, что любое высказывание имеет экстенсионал и что-либо описывает; однако критерии описания задаются в рамках концептуальной схемы. Внутренний реализм логически противоположен «метафизическому» реализму, который учит о существовании единой реальности. Подобный реализм П. называет «точкой зрения божественного взора». П. определяет внутренний реализм как плюралистический реализм, «реализм с человеческим лицом». Допуская плюрализм, П. решительно отвергает релятивизм, выступая последовательным критиком постмодернистской идеи полной авторской свободы в выборе языка. П. считает, что критерии истины не могут полностью задаваться в языке. П. также разрабатывает теорию ценностей. «Человеческий взгляд на мир» означает рассмотрение фактов только через призму ценностей. Само понимание истины является «нормативным». П. также доказывает историчность ценностей и теорий. Система П. в настоящий момент задает парадигму практически всех исследований в рамках аналитической философии. Соч.: Философия сознания. М., 1999; Разум, истина и история. М., 2002; Значение и референция // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. М., 1982; Philosophical Papers. 3 vols. Cambridge, 1975-1983; Representation and Reality. Cambridge (Mass.), 1987; Realism with a Human Face. Cambridge (Mass.), London, 1990; Ethics without Ontology. Cambridge (Mass), 2002. Лит.: Макеева Л.Б. Философия Х. Патнэма. М., 1996; Никоненко С.В. Аналитическая философия: Основные концепции. СПб., 2007; Ладов В.А. Формальный реализм. Томск, 2011; The Philosophy of Hilary Putnam. Fayetteville, 1992. Никоненко С.В.
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |