КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Рассел

РАССЕЛ БЕРТРАН (1872-1970) – лорд, английский философ и общественный деятель, крупнейший представитель реализма в аналитической философии, автор 47 монографий, основоположник математической логики, известный публицист и борец за мир. В 1950 г. получил Нобелевскую премию по литературе. Интересы Р. Чрезвычайно широки: логика, эпистемология, философия языка, этика, философия религии, политика, история философии и т.д. Крупнейшие труды: «Философия логического атомизма», «Исследование значения и истины», «Человеческое познание: его сфера и границы», «История Западной философии», «Мое философское развитие» и др.

 Р. учится и формируется как философ в Кембриджском университете, выступая с ранней молодости сторонником реализма. Особенно тесно Р. сотрудничал с Дж.Э. Муром, С. Александером, Ф. Рамзеем, Л. Витгенштейном и др. В 1910-1913 гг. в соавторстве с А.Н. Уайтхедом пишет труд “Principia Mathematica”, заложивший основы математической логики. В основе логики Р. лежит теория дескрипций. Основой языка выступает имя, которое вводится через «описательную фразу», или дескрипцию, устанавливающую значение имени в языке. Дескрипции бывают определенные и неопределенные; только определенные дескрипции подходят для языка науки. Новизна логики Р. состоит в том, что само по себе имя не обладает никаким значением помимо того, какое задается дескрипцией. Тем самым, Р. доводит до завершения логическое учение Г. Фреге, в котором предикат выступает главным понятием по отношению к субъекту. Особенно тщательно Р. разрабатывает вопрос о возможных и воображаемых сущностях. По его мнению, допустимы только те имена, которым можно приписать «квантор существования», то есть те имена, которые обозначают факты. В идеальном логическом языке каждое имя описывает один, и только один атомарный факт. Тем самым, учение Р. не приемлет определения имен только на основе их сущности. К примеру, из положения «Греки существуют» не следует само по себе существование греков. Р. принадлежит много специально логических разработок: теория множеств, теория классов, «парадокс лжеца» и т.д. В критической литературе принято называть всю логику ХХ в. «расселианской» и «анти-расселианской».

 В области эпистемологии Р. стоит на позициях реализма и эмпиризма, во многом следуя Дж.Э. Муру. Факты, по Р., лежат вне логики и никак не определяются сознанием. Р. называет свое учение о мире «нейтральным монизмом». Он учит о том, что чувства обладают «непосредственным знакомством» с предметами, хотя к идеям о возможности точного восприятия и прямого соответствия Р. относится скептически. Чувственное познание и принцип эмпиризма никогда не могут быть точно обоснованы; поэтому следует доверять данным науки, а не опыта. Однако Р. так и не превратился в позитивиста, хотя и симпатизировал этому учению. В отличие от позитивистов, Р. скептически относится к идее исключительности научного знания, а также к идее возможности искоренения субъективного познания в науке. Р. не раз писал в своих трудах, что наука – это высшая и самая точная форма знания, но никак не совершенная и исключительная форма знания. Аналогично, сводя порой философию к логике, Р. не раз отмечает, что логика не годится для работы с суждениями психологии, искусства, религии и т.д.

 В области этики Р. выступает сторонником последовательного эмотивизма. Развивая теорию Д. Юма, он полагает, что этические понятия сами по себе ничего не значат без непосредственного опыта человека. Р. отстаивал предельно толерантную этическую модель, в которой вопрос о достижении счастья решается прежде всего путем субъективного выбора. Если взгляды человека не угрожают благосостоянию людей и общества, то они могут быть любыми. Так, Р. выступал сторонником свободы субъективной любви, противником церковных браков и викторианской морали, полагая это исключительно частной сферой человеческого выбора.

 В области религии позиция Р. крайне неоднозначна. Р. во многом следует идеям просветителей и Д.Юма. Он полагает, что религия во все века выступала гонительницей свободного ума и научного знания. Теологические суждения, по мнению Р., крайне отвлеченны, а взгляды на природу совершенно противоречат данным современной науки. Р. также считает, что теология догматична, а церковь не является необходимым институтом в современном мире. За эти воззрения Р. подвергался критике и даже гонениям в США. Однако Р. не является атеистом. Наоборот, он считает, что в сфере частных умонастроений религия чрезвычайно необходима человеку, поскольку способна дать простые и нравственно полезные советы. Р. с уважением относился ко многим представителям церкви, уважительно полемизировал с крупным теологом Ф. Коплстоном.

 Не стоит забывать также о том, что Р. был последовательным гуманистом, сторонником либерализма, борцом против ядерной угрозы, воплощая в себе образ просвещенного европейского интеллектуала. Яркой оригинальностью отличается и двухтомная «История западной философии», в которой развитие философии представляется прежде всего как прогресс в выработке ясных и отчетливых идей, развитие здравого смысла и объективного знания. В заключение отметим, что Р. связан и с историей нашей страны. Посетив в 1921 г. Москву и Петроград, встречаясь с представителями интеллигенции и власти, Р. написал труд «Теория и практика большевизма». Несмотря на то, что Р. с либеральных позиций выразил сочувствие русской революции и согласие с некоторыми идеями Ленина, книга Р. была запрещена советским режимом, поскольку Р. правдиво описал бедственное положение народа и интеллигенции, а также крайне отрицательно отнесся к идее построения коммунизма.

Соч.: Философия логического атомизма. Томск, 1999; Исследование значения и истины. М., 1999; История западной философии. Новосибирск, 1994; Человеческое познание Киев, 1997; Почему я не христианин? М., 1987; Брак и мораль. М., 2004; Теория и практика большевизма. М., 1997; Проблемы философии. Новосибирск, 2001; My Philosophical Development. London, 1959.

Лит.: Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Нарский И.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1962; Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. Л., 1991; Никоненко С.В. Аналитическая философия. Основные концепции. СПб., 2007; The Philosophy of B. Russell. Evanston, 1946; B. Russell. Philosopher of the Century. Boston, 1967; Wood A. Bertrand Russell The Passionate Sceptic. London, 1957; Ayer A.J. Russell and Moore: The Analytical Heritage. New York, 1971; Evans G. The Varieties of Reference. Oxford,1982.

 Никоненко С.В.

 


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.