КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Робинсон

РОБИНСОН ДЖОН АРТУР, епископ Вулвичский (1919-1983) – английский теолог и религиозный философ, выразитель идеологии англиканской церкви. Преподавал новозаветную экзегетику в Кембридже. Главное сочинение Р. – «Быть честным перед Богом».

Р. Приходит к идее радикального обновления христианства, к пересмотру фундаментальных категорий теологии, включая и Бога. Он стремится ввести идеи теологии в более широкий круг образованных людей, выступает популяризатором теологии. В этом смысле он проповедует идею «честности перед Богом», т.е. последовательного гуманизма и правдивости в религиозных вопросах. К ХХ в. христианство превратилось в «неправдоподобную доктрину» и отдалилось от человеческой жизни. Р. Выступает сторонником обновления христианства, что сближает его с известной обновленческой школой теологии смерти (П. Тиллиха, Д. Бонхеффера и др.). Р. Считает, что ортодоксальное церковное христианство совершенно изжило себя, равно как идея об избранности в спасении. Он развивает идею Тиллиха, согласно которой вера должны быть в душе человека, вести его не к трансцендентной потусторонней сфере, а к экзистенциальной глубине. Нравственные искания через ошибки и противоречия Р. Считает более действенными, чем катехизис. Позиция Р. Близка к религиозной форме экзистенциализма. Осознавая божественную реальность, человек «приходит к себе». Подлинное «богослужение» не в церкви, а в сердце человека. Человек должен дерзнуть поступать без Бога, как если бы его и не было; и тогда он поймет, что только Бог дает нравственное обоснование жизни. Церковь должна стать «народом Божиим в мире», т.е. практически полностью перестать быть особой духовной организацией. Подобные взгляды привели к обструкции Р. И официальному осуждению его взглядов епископом Кентерберийским. Р. Действительно сводит христианство не к догматике и церковности, а к личному «поиску Христа» каждым человеком. Р. Также был крупным общественным деятелем с большой популярностью в народе. Он выступал по телевидению, в прессе, прославился лояльным отношением к «осужденным» за безнравственность книгам писателей, например, Д. Лоуренса. Русские эмигрантские религиозные круги неоднозначно относились к творчеству Р. Так, отец В. Родзянко приветствовал новизну идей Р., а Г. Флоровский, наоборот, критиковал его взгляды как «обмирщение». Из современных деятелей церкви о Р. С уважением отзывается о. А.Мень.

Соч.: Быть честным перед Богом. М., 1993; In the End, God, L., 1950; The Body: A Study in Pauline Theology, Chi., 1952; Jesus and His Coming, L., 1957; Twelve New Testament Studies, L., 1962; The Human Face of God, L., 1973; Redating the New Testament. London, 1976.

Лит.: Вейш Я. Я., Религия и церковь в Англии, М., 1976;<#whitespace />Гараджа В. И., Протестантизм, М., 1971; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003.

 Никоненко С.В.


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.