|
Персоналии РортиРОРТИ РИЧАРД (1931-2007) – американский философ, видный представитель неопрагматизма. Р. считается крупнейшим представителем американского философского постмодернизма. Профессор университетов Принстона и Вирджинии. Интересы Р. разнообразны: эпистемология, философия сознания, философия языка, политическая философия, литературоведение. Главные труды: «Философия и Зеркало Природы», «Случайность, ирония и солидарность». В отличие от своих предшественников У.В.О. Куайна и Д. Дэвидсона, Р. относится с позиций неопрагматизма не только к аналитической философии, но и ко всей философии в целом. Согласно Р., все философские теории, языки, культурные формы зависят от времени и случая. Р. утверждает последовательный волюнтаризм и индивидуализм в познании и творчестве; в этом отношении он сближается с «теорией автора» М.Фуко и Ж. Деррида (с последним Р. находился в постоянном общении и не раз заявлял о тождестве во взглядах). Р. выдвигает «дарвинисткую» теорию, согласно которой все теории находятся в относительно свободной конкуренции. Причем, по Р., чаще побеждает более популярная, нежели более истинная теория. Вообще, Р. поддерживает П. Фейерабенда в том, что истинность теории устанавливается исходя из мнения научного сообщества. Р. выводит образ науки будущего, которую будут двигать «либеральные ироники», лишенные убеждений в необходимости и всеобщности своих идей. Р. подвергает критике теорию соответствия, метафорически называя ее «Зеркалом Природы». Суждения опыта представляют собой «сообщения», полностью зависимые от особенностей субъективного представления и языка. По Р. не существует ни объективности, ни субъективности, а только частные и случайные события и акты сознания, часть которых обладает в данный момент значимостью. Любой человек свободен выбирать любой «словарь» терминов либо создать свой собственный. В целом, Р. придерживается натуралистической теории познания, разработанной Куайном. Позиция Р. отличается последовательным релятивизмом. В области политической философии Р. выступает последовательным сторонником либерализма и левой политики. Только либеральная демократия способна дать возможность для соблюдения свободы частных лиц, которую Р. ставит превыше любого долга перед «мифическими» сущностями в лице правителя, класса, народа и даже человечества. Р. также стремится приложить свои идеи в области исследования современной литературы, разделяя постмодернистский тезис об отсутствии «литературы большого стиля». При этом Р. опирается на литературоведческие идеи В. Набокова, которого высоко ценил как писателя, который считает наиболее значимым частную жизнь человека. В лице Набокова и Оруэлла, современная литература порывает с необходимостью «просвещать» или «учить» человечество; она становится просто описанием социально значимых феноменов посредством художественного языка. Соч.: Философия и Зеркало Природы. Новосибирск, 1997; Случайность, ирония и солидарность. М., 1996; Историография философии: четыре жанра // Рассел Б. История западной философии. Т. 2. Новосибирск, 1994; Прагматизм без метода // Логос. 1996. № 8; Обретая нашу страну: Политика левых в Америке ХХ века. М., 1998; Essays on Heidegger and Others. Cambridge, 1991. Лит.: Юлина Н.С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. М., 1998; Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М., 2001; Никоненко С.В. Аналитическая философия: основные концепции. СПб., 2007; Вольф, Ж.-К. Прагматизм с методом или без такового? Рорти versus Дьюи // Логос. 1996. № 8; Rorty and Pragmatism. Nashville, 1995. Никоненко С.В.
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |