|
Персоналии СуинбернСУИНБЕРН РИЧАРД (р. 1934) – английский философ, профессор философии христианской религии Оксфордского университета, один из самых известных в мире светских теологов. Автор широко известных книг по вопросам теологии: «Есть ли Бог?», «Цельность теизма», «Ответственность и искупление» и др. Выступает с позиций теизма, пытаясь обосновать его современными методами аналитической философии. В 1995 г. перешел от англиканства в греческую православную веру. Характерно, что С., как светский мыслитель, дистанцируется от чисто богословских вопросов, не отождествляя теизм с христианством вообще. Теизм – это убеждение, что Бог существует. Бог определяется, как личность без тела, которая вечна, свободна, всемогуща, всеведуща, совершенно добра и творит вселенную. Теисты – это христиане, иудеи и мусульмане. С. считает серьезным упущением ранней аналитической философии игнорирование теологических проблем, подмену метафизики логицизмом, распространение материализма относительно сознания и т.д. Теист утверждает, что все процессы в мире протекают при процессе божественного вмешательства. С. считает невозможным онтологически доказать существование Бога; в него можно только верить. С. допускает выдвинутую Фомой Аквинским теорию двойной истины, когда Бог может постигаться только через изучение тварного мира. С. также исследует вопрос о логической связанности, развивая идеи Ф. Брэдли и других абсолютных идеалистов, но без гегельянского содержания. Все теологические суждения являются связными и образуют единую теологическую систему. Теологические и эмпирические суждения относятся к разным онтологическим уровням и не могут быть сопоставлены; поэтому они не могут быть верифицированы. Также С. отвергает и лингвистическую философию религии Д. Филипса, доказывая, что языковые критерии не имеют прямого отношения к понятиям разума об абсолюте. Теист понимает Бога как абсолютную личность; понятия теологии относятся к божественному, а не к человеческому. Поэтому. Если допускать существование Бога, то есть все основания верить в божественную личность Христа. Теологические суждения объяснимы только с точки зрения интенционального действия божественной личности. Бог является «завершенной рациональностью» и не делает ни одного действия вопреки разуму. Бог с точки зрения теизма не имеет отношения ко злу, которое исходит только от человека, но он может допустить страдание с целью будущего очищения от греха. Бог дозволяет зло с целью достижения большего блага, которое было бы непонятно без опыта зла. «действовать морально» значит знать необходимость добра как единственной цели любого поступка. Таким образом, С. как светский теолог заполняет важную лакуну в английской философии, выступив основоположником аналитической философии религии. Соч.: Есть ли Бог? М., 2001; Аргументы в пользу существования Бога // Проблемы христианской философии. М., 1994. Responsibility and Atonement. Oxford, 1991; The Coherence of Theism. Oxford, 1989; Was Jesus God? Oxford, 2008. Лит.: Chartier, Gary. «Richard Swinburne.» Blackwell Companion to the Theologians. 2 vols. Ed. Ian Markham. Oxford, 2009. 2; Parsons, Keith M. God and the Burden of Proof: Plantinga, Swinburne, and the Analytic Defense of Theism. Buffalo, 1989; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003. Никоненко С.В.
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |