|
Персоналии УайтхедУАЙТХЕД АЛЬФРЕД НОРТ (1861-1947) – английский и американский философ, крупный представитель аналитической философии. Выпускник Кембриджа, с 1924 г. живет и работает в США. Интересы У. лежат в области логики, эпистемологии, философии религии, культурологии. Главные труды: «Процесс и реальность», «Наука и современный мир», «Приключения идей» и др. У. начинает свой творческий путь как логик и математик. В 1910-1913 гг. У. совместно с Б. Расселом пишет трехтомный труд “Principia Mathematica”, курируя преимущественно алгебраическую часть работы. В то же время У. становится последовательным сторонником реализма в логике. Однако, в отличие от Рассела, У. вскоре теряет интерес к математической логике и начинает заниматься метафизикой. В области эпистемологии У. Выступает сторонником реализма и теории чувственных данных. Оригинальность его учения в том, что физический объект не пассивно воспринимается сознанием, а «входит» в процесс опыта (этот процесс У. называет «объективацией»). Согласно У. мир находится в постоянном изменении и становлении; поэтому формой существования реальности выступает процесс. У. построил крупнейшую в неореализме метафизическую теорию. Мир состоит из двух типов сущностей: событий и вечных объектов. При этом события трактуются как «организмы»; Вселенная является одушевленной. Вечный объект трактуется как постоянно изменяющаяся «форма» вещи, условие ее возможности и становления. Несмотря на то, что У. отрицал наличие идеализма в своей метафизике, большинство реалистов не приняло теорию У. Рассел, к примеру, полагал, что вечный объект больше похож на платоновскую идею, нежели на научный факт. В принципе, справедливо то, что У. в позднем творчестве склонялся к антиреализму, рассуждая о том, что миром правят вечные принципы, называемые им Красотой, Гармонией, Умиротворенностью и т.д. Метафизика У. включает в себя понятие Бога. Бог выступает вершиной выделяемого философом «мира ценности». Природа Бога является непознаваемой. Бог выступает «принципом конкретизации», основой гармонии и единства мира. В труде «Религия в действии» У. называет Бога «поэтом мира». У. построил крупную концепцию истории идей, синтезирующую в себе проблемы философии истории и культурологии. Его оригинальная концепция приключения идей позволяет широко использовать научное, художественное, философское, теологическое наследие. По его мнению, все формы духовной культуры развиваются относительно синхронно, но они описывают реальность по-разному имеют собственные законы. У. начал разрабатывать метод «символизма» с реалистической точки зрения. Формы опыта, по У., - разные степени «символизации». У. доказывал эмпирический характер символов; он не считал символы «вечными» и идеальными. Будучи практически полностью одиноким в своих воззрениях в области символизма и философии истории, У. тем не менее серьезно повлиял на разработки аналитической философии второй половины ХХ в., особенно на идеи представителей неопрагматизма и аналитической философии истории. Поэтому можно считать, что именно У. является основоположником анализа проблем истории и культуры с позиций аналитического метода. Соч.: Избранные работы по философии. М., 1990; Символизм, его смысл и воздействие. Томск, 1999; Process and Reality. New York, 1967; An Anthology. New York, 1953. Лит.: Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Кисcель М. А. Судьба старой дилеммы. М., 1974; Никоненко С.В. Аналитическая философия. Основные концепции. СПб., 2007; The Philosophy of A.N. Whitehead. Evanston, 1946. Никоненко С.В.
Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |