КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Шиллер Ф.К.С.

ШИЛЛЕР ФЕРДИНАНД КАННИНГ СКОТТ (1864-1937) – английский философ, крупнейший представитель прагматизма в Великобритании. Профессор университетов Оксфорда и Лос-Анджелеса. Главные труды: «Логика для употребления», «Гуманистический прагматизм». Идеи Ш. были известны в Великобритании, но признание он получил в США, где и по сей день считается одним из классиков прагматизма. Интересы Ш. сосредоточены преимущественно в сфере логики и этики. Ш. был пропагандистом идей У. Джеймса, автором многочисленных статей в ведущем в мире философском журнале “Mind”, критиком абсолютных идеалистов и аналитических философов одновременно. Получил неофициальное прозвище «infant terrible» за то, что навязывал оппонентам бескомпромиссную полемику.

Ш. выступает против абсолютно-идеалистической концепции истины. Истина относительна и определяется практическими запросами и результатами. Разделяя реализм аналитиков, Ш. отстаивает идею критики логического универсализма. Любая логическая теория создается только «для употребления» и должна преследовать не метафизические, а практические цели. Поскольку реальный мир – это практически действенная часть нашего опыта, то Ш. предлагает совсем отказаться от понятия логической истины, заменив ее на более релятивное понятие «уместность». Ш. выдвигает концепцию «делания истины», которая сильно повлияла на мировоззрение Дж. Дьюи. В отличие от Джеймса, которого интересовала практическая проверка, Ш. гораздо большее внимание уделяет теоретическим намерениям.

Прагматизм Ш. проявляется и в области этики. По Ш., этика и религия необходимы для цивилизованного общества. Однако они историчны и не имеют никакого трансцендентного источника. Ш. выступает противником как теологии, так и научной этики. Ш. выдвигает позицию гуманизма. Он считает истинным тезис Протагора о том, что человек есть мера всех вещей. Гуманист стремится повысить человеческое. Выступая против рационализма, Ш. отстаивает свободу выбора человека, в том числе и против «должного», «традиционного» и т.п. Ш. также развивает ницшеанскую идею сверхчеловека, отстаивает идею необходимости евгеники и улучшения человеческой «природы». Этика Ш. оказала серьезное влияние на «индетерминизм» середины ХХ в. (А. Флю, И. Берлин, М. Оукшотт и др.).

Соч.: Наши человеческие истины. М., 2003; Logic for Use. New York, 1930; Humanistic Pragmatism. New York; London, 1966; Tantalus or the Future of Man. London, 1924.

Лит.: Богомолов А. С. Американская буржуазная философия ХХ века, Μ., 1973; Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Никоненко С.В. Английская философия ХХ века. СПб., 2003; Xилл Τ. И., Современные теории познания, пер. с англ., M., 1965; Abel R. The Pragmatic Humanism of F. С. S. Schiller. N. Y., 1955.

 Никоненко С.В.

 


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.