|
Персоналии Абулафия, АвраамАБУЛАФИЯ, Авраам (1240 – после 1291) – еврейский мистик и каббалист, считающийся одним из ключевых представителей «профетической», или «экстатической» каббалы, т. е. направления каббалы, ориентированного на достижение экстатических переживаний посредством применения специально разработанных приемов. А. родился и провел ранние годы в Испании. С детства под руководством отца изучал Тору и другие религиозные тексты иудаизма. После смерти отца в возрасте 18 лет отправился путешествовать, в т. ч. предпринял поездку в Палестину. После возвращения из Палестины А. поселился в Италии, где под руководством известного ученого Гиллеля из Вероны (1220–1295) изучал труды Маймонида. А. высоко оценивал Маймонида, однако считал его рационализм ограниченным и стремился к непосредственному мистическому постижению истины. В возрасте 31 года он пережил яркий мистический опыт. Вернувшись в Испанию, осел в Барселоне. Здесь он начал активно изучать мистическую литературу, а затем разработал собственное каббалистическое учение, которое первоначально передавал изустно в узком кругу учеников. Считая себя пророком и Мессией, А. стремился популяризировать свои идеи в Испании, Италии и Греции, а ок. 1280 г. даже пытался встретиться с Папой Римским, надеясь склонить его к принятию своих взглядов. Его план, однако, провалился, а сам А., чудом избежав смерти, покинул Италию и поселился сначала на Сицилии, а затем на о. Камино, расположенном недалеко от Мальты. Именно в это время он пишет свои наиболее известные сочинения: «Сефер га-от» («Книга о букве») и «Имре шефер» («Красивые слова»). Всего же перу А. принадлежало, по его собственному утверждению, 26 мистических и 22 профетических текста. Последние упоминания об А. датируются 1291 г., информации о времени и месте его смерти, а также о деятельности после этого времени не сохранилось. А. вошел в историю еврейского мистицизма благодаря своему учению о мистическом значении букв еврейского алфавита. А., в отличие от своих современников, не ограничивался господствовавшей в то время теоретической каббалой, полагая, что буквы еврейского алфавита являются символами космических сил, а постижение их сокровенного смысла может открыть человеку, ведущему праведную и аскетическую жизнь, путь к управлению этими силами. На основании своих идей А. разработал систему мистических упражнений, включавших специальные методы дыхания, позы и движения, а также сосредоточение на божественных именах. Одной из важных составляющих этой системы стала практика хокма га-церуф («науки о сочетании букв»), смысл которой состоял в составлении различных комбинаций из букв, входящих в имя Бога, и размышлении над ними. Идеи А. оказали серьезное влияние на последующее развитие каббалы, в особенности т.н. «практической каббалы». В то же время А. был подвергнут критике со стороны ортодоксально настроенных иудеев, которые видели в учении А. опасность раскрытия мистических тайн людям, недостаточно праведным и не прошедшим школы раввинизма. Лит.: Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. М.: Альпина нон-фикшн, 2011; Дубновъ С. Абулафiя, Авраамъ бен-Самуилъ // Еврейская энциклопедия. Т. 1. СПб: Брокгаузъ-Ефронъ, 1908. Столб. 183–186; Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры, 2004; Idel M. The mystical experience in Abraham Abulafia. Albany: State University of New York Press, 1988; Wolfson E. R. Abraham Abulafia – Kabbalist and Prophet: Hermeneutics, Theosophy and Theurgy. Los Angeles: Cherub Books, 2000. С. А. Панин
Теги: иудаизм Дисциплина: Культурология / Религиоведение Авторы: Панин С. А. |