КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Лурия, Ицхак Ашкенази

ЛУРИЯ, Ицхак Ашкенази (1534–1572) – еврейский богослов и мистик, сторонник и реформатор каббалы, создавший собственное направление, называемое лурианской каббалой. На иврите вместо его имени зачастую используется слово Ари (евр. ירא‎, «лев»), что является сокращением, которое обычно расшифровывается как Ашкенази рабби Ицхак, но имеет и другие толкования. Л. родился в Иерусалиме, а после смерти отца переехал вместе с матерью к дяде, жившему в Египте, который стал его опекуном и обеспечил ему хорошее образование. Несколько лет Л. прожил в добровольном отшельничестве на принадлежавшем дяде острове Рауда на Ниле, изучая каббалистические сочинения. В это время он познакомился с трудами Моше Кордоверо и, увлекшись ими, в 1569 или 1570 г. переехал в Цфат, чтобы изучать каббалу под его руководством. После смерти Кордоверо в конце 1570 г. Л. начинает активную деятельность в качестве учителя, передавая свои знания изустно узкому кругу учеников вплоть до своей смерти во время эпидемии в Цфате в 1572 г. Наиболее известным из учеников Л. являлся Хаим Витал (1542–1620).

Поскольку Л. не оставил после себя записей своего учения (за исключением комментариев к «Зогару», написанных во время пребывания на Рауде), мы знаем о нем и его системе преимущественно из работ учеников, прежде всего, из сочинения Витала «Эц га-хаим» («Древо жизни»). Согласно космогонии Л., мир возник в результате процесса самоограничения, «сжатия» Бога (цимцум). В результате самоограничения Бог получает возможность сотворить мир, наполнив его божественным светом, проходящим через особые сосуды (сфирот). Однако этот процесс был нарушен, поскольку сосуды, переполненные светом, не выдержали и разбились на осколки, разбросанные по всему миру. Этот процесс в лурианской каббале получил название швират га-келим. (разрушение сосудов). Несовершенство мира понимается Л. как результат разрушения сосудов. Чтобы вернуть мир к идеальному состоянию, необходимо восстановить сосуды в их первоначальном виде и вернуть в них потерянные искры света. Этот процесс был назван Л. «исправлением» (тиккун). В совершении тиккун состоит историческая миссия еврейского народа. Т. о., метафизические представления переносятся в общественно-историческую плоскость и используются для объяснения различных событий еврейской истории. В частности, разрушение Храма интерпретируется как земная манифестация швират га-келим.

Биография Л. в народном сознании окружена множеством мифологических подробностей. Могила Л. в Цфате является объектом паломничества, а в доме в Иерусалиме, где он по преданию родился, находится музей. Учение Л. оказало значительное влияние на появление таких течений, как саббатианство и хасидизм.

Лит.: Ари // Еврейская энциклопедия. Т. 3. СПб: Брокгаузъ-Ефронъ, 1909. Столб. 105–109; Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры, 2004; Klein E. Kabbalah of Creation: The Mysticism of Isaac Luria, Founder of Modern Kabbalah. Berkeley: North Atlantic Books, 2005.

С. А. Панин


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Панин С. А.