|
Персоналии Лурия, Ицхак АшкеназиЛУРИЯ, Ицхак Ашкенази (1534–1572) – еврейский богослов и мистик, сторонник и реформатор каббалы, создавший собственное направление, называемое лурианской каббалой. На иврите вместо его имени зачастую используется слово Ари (евр. ירא, «лев»), что является сокращением, которое обычно расшифровывается как Ашкенази рабби Ицхак, но имеет и другие толкования. Л. родился в Иерусалиме, а после смерти отца переехал вместе с матерью к дяде, жившему в Египте, который стал его опекуном и обеспечил ему хорошее образование. Несколько лет Л. прожил в добровольном отшельничестве на принадлежавшем дяде острове Рауда на Ниле, изучая каббалистические сочинения. В это время он познакомился с трудами Моше Кордоверо и, увлекшись ими, в 1569 или 1570 г. переехал в Цфат, чтобы изучать каббалу под его руководством. После смерти Кордоверо в конце 1570 г. Л. начинает активную деятельность в качестве учителя, передавая свои знания изустно узкому кругу учеников вплоть до своей смерти во время эпидемии в Цфате в 1572 г. Наиболее известным из учеников Л. являлся Хаим Витал (1542–1620). Поскольку Л. не оставил после себя записей своего учения (за исключением комментариев к «Зогару», написанных во время пребывания на Рауде), мы знаем о нем и его системе преимущественно из работ учеников, прежде всего, из сочинения Витала «Эц га-хаим» («Древо жизни»). Согласно космогонии Л., мир возник в результате процесса самоограничения, «сжатия» Бога (цимцум). В результате самоограничения Бог получает возможность сотворить мир, наполнив его божественным светом, проходящим через особые сосуды (сфирот). Однако этот процесс был нарушен, поскольку сосуды, переполненные светом, не выдержали и разбились на осколки, разбросанные по всему миру. Этот процесс в лурианской каббале получил название швират га-келим. (разрушение сосудов). Несовершенство мира понимается Л. как результат разрушения сосудов. Чтобы вернуть мир к идеальному состоянию, необходимо восстановить сосуды в их первоначальном виде и вернуть в них потерянные искры света. Этот процесс был назван Л. «исправлением» (тиккун). В совершении тиккун состоит историческая миссия еврейского народа. Т. о., метафизические представления переносятся в общественно-историческую плоскость и используются для объяснения различных событий еврейской истории. В частности, разрушение Храма интерпретируется как земная манифестация швират га-келим. Биография Л. в народном сознании окружена множеством мифологических подробностей. Могила Л. в Цфате является объектом паломничества, а в доме в Иерусалиме, где он по преданию родился, находится музей. Учение Л. оказало значительное влияние на появление таких течений, как саббатианство и хасидизм. Лит.: Ари // Еврейская энциклопедия. Т. 3. СПб: Брокгаузъ-Ефронъ, 1909. Столб. 105–109; Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры, 2004; Klein E. Kabbalah of Creation: The Mysticism of Isaac Luria, Founder of Modern Kabbalah. Berkeley: North Atlantic Books, 2005. С. А. Панин Теги: оккультизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Панин С. А. |