|
Персоналии ГурджиевГУРДЖИЕВ Георгий Иванович (1877 (?), Александрополь, Россия – 29.10.1949, Париж) – крупный деятель эзотеризма первой половины XX в. Достоверные сведения о жизни и деятельности Г. вплоть до его приезда в Москву и Петербург в 1912 отсутствуют. После своего приезда и вплоть до 1920 Г. активно действовал в этих городах, а также на Кавказе, организуя группы, в которых проповедовал собственное учение и проводил своебразные психофизические тренинги. Часть учеников Г. (среди наиболее крупных – П. Д. Успенский) выехала вместе со своим наставником за рубеж. В 1922 Г. организовал в Париже т. н. Институт гармонического развития человека. Впоследствии Г. развивал свои взгляды в Англии и США. Источники эклектичного по своему характеру учения Г. – суфизм, индуизм, западное естествознание и др. Центральное место в нем отводится антропологической проблематике. По мнению Г., обычный человек представляет собой плохо отрегулированную машину. Он не знает себя, не понимает цели своего существования (бессмертие), живет словно во сне. У человека нет постоянного «я», он образован из множества текучих, мелких и безответственных «я», все время сменяющих друг друга. Не имея подлинного понимания, такой человек не имеет и посмертного будущего. В «человекомашине» действуют несколько энергетических центров: двигательный, инстинктивный, половой, эмоциональный и интеллектуальный. Стремящиеся к более высокому уровню люди развивают высший интеллектуальный и высший эмоциональный центры. Г. выделяет 4 пути к бессмертию: «путь факира» (развитие воли), «путь монаха» (развитие веры), «путь йогина» (развитие интеллекта) и «путь хитреца», на котором все эти качества развиваются в гармоничном единстве. Последний «путь» Г. считает наилучшим, а свое учение нередко именовал «четвертым путем». Согласно онтологической стороне учения Г., в космосе действует «закон трех сил» (позитивной, негативной и нейтральной). Абсолют в понимании Г. – это первичное, тончайшее состояние вещества, в котором три силы, или три закона, находятся в гармоническом единстве. Абсолют представляет собой мир «первого порядка». Ниже этого мира иерархически расположены другие миры, причем в каждом из них количество сил увеличивается, а соответственно, возрастает степень зависимости данного мира. В мире Земли таких сил уже 48. Бессмертие является относительным и зависит от того, до какого из более высоких миров сумел добраться человек в своем развитии. Высшая цель – обретение бессмертия в мире абсолютного. Природе не нужна эволюция человека, поэтому природа скорее мешает ему, чем помогает, тем самым развитие сознания связано с упорной борьбой. Г. постулировал также оригинальный «закон октав», согласно которому любое развитие не является прямолинейным и проходит через 7 неравномерных вибрационных ступеней, описанных в терминах музыки. Идеи Г. оказали определённое влияние на развитие психологии, а также западного и отечественного эзотеризма. Центры, изучающие наследие Г. и П. Успенского, действуют в разных странах мира, в том числе в России. Соч.: Встречи с замечательными людьми. М., 2001; Жизнь реальна только тогда, когда она есть. М., 2000; Рассказы Вельзевула своему внуку. М., 2001. Лит.: Успенский П. Д. В поисках чудесного. СПб., 1992; (он же). Четвёртый путь. М., 2000; Bennett J. G. Gurdjieff: Making a New World. N.Y., 1974. С. В. Пахомов Теги: оккультизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Пахомов С. В. |