КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Кастанеда

АГРИППА (санскр

КАСТАНЕДА Карлос Сезар Арана Сальвадор (1925 (?) – 27.04.1998, Вествуд, США) – популярный американский писатель, автор книг на темы мистицизма и магии. Достоверных сведений о жизни К. очень немного. Известно, что родился он в Латинской Америке (вероятно, в Перу или в Бразилии), позже эмигрировал в США, где в 1955 поступил в Калифорнийский университет (Лос-Анджелес). В 1962 К. стал бакалавром антропологии, в 1973 защитил докторскую диссертацию по этой же научной дисциплине. К. занимался разными видами деятельности, но всемирную известность получил после публикации серии книг о своем ученичестве у индейского шамана Хуана Матуса («дона Хуана»). Реальные биографические эпизоды тесно переплетаются в этой серии со смелой игрой воображения. Учение К. (которое он сам считает учением «древних толтеков», племени, населявшего Древнюю Мексику) прошло определённую эволюцию и, в конечном счёте, прибрело эклектичный характер. Согласно К., мир, в котором живет обычный человек, есть внушённое ему с детства «описание», имеющее мало общего с реальностью. Такой человек не свободен, поскольку он подлаживается под социальные стереотипы. Истинная реальность разделена на множество уровней, в которых обитают самые разные, подчас довольно опасные, существа. С другой стороны, опытные «видящие», маги, способны воспринимать ее как комплекс энергетических нитей, «протянутых из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа видятся ими же как своеобразные «светящиеся яйца»; на задней поверхности каждого такого «яйца» располагается т. н. «точка сборки», влияющая на определённый уровень восприятия. Эта «точка» у социально обусловленных людей, как правило, неподвижна; в том же случае, когда она перемещается, привычное восприятие нарушается, что приводит к невероятным мистическим переживаниям. Существует некая безличная высшая сила – «Орёл», которая на период жизненного срока каждого рождающегося человека даёт ему сознание; после же смерти она забирает сознание обратно, вместе с накопленными в нем в течение жизни впечатлениями. Большинство людей растворяются без следа в этой силе; но на т. н. «пути воина» (путь духовного совершенствования) возможно избежать такого удела и тем самым обрести бессмертие и полную свободу. «Воина» отличает тщательно выверенная, безупречная стратегия поведения, дисциплинированность, отсутствие привязанностей. У него нет «чувства собственной важности», он не потакает себе и не тратит энергию попусту. Для продвижения по этому пути и обретения магического могущества ученик применяет различные методы, напр., обращение к психотропным веществам и к духам-«союзникам», «перепросмотр» (или «стирание личной истории»), управляемое сновидение, ритуальные пассы и др. В последние годы своей жизни К. занимался организацией семинаров по техникам, описанным в его сочинениях. Им был разработан комплекс особых психофизических упражнений – тэнсёгрити. Книги К., имевшие большой коммерческий успех во всём мире, привели к настоящему культу К. и связанных с ним лиц, образованию различных групп и центров, изучающих «учение толтеков» и занимающихся «поисками силы». Влияние К. сказывается на некоторых современных движениях, действующих в русле оккультизма и мистицизма. Зачастую К. считается одним из идейных вдохновителей движения New Age (Новый век).

Лит.: De Mille R. The Don Juan Papers: Further Castaneda Controversies. Belmont, 1990; Spans M. The Truth of Castaneda. Riders and Co., 1999.

Соч.: Castaneda C. The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge. New York, 1968; A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan. New York, 1971; Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan. New York, 1972.

С.В.Пахомов


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Пахомов С. В.