КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Барт Карл

Бультман Рудольф Карл (1884-1976) – немецкий лютеранский теолог, экзегет и историк церкви

Барт Карл (1886—1968) – крупнейший теолог ХХ века, один из основоположников теологии кризиса и неоортодоксии. Б. изучал теологию позиций «классического» либерализма в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга, однако события Первой Мировой войны, порожденный ей культурный и экзистенциальный кризис заставили Б. разочароваться в рационализме либерального богословия. Во время фашистского режима Б. выступает с резкой критикой нацистской идеологии и сторонников профашистского Союза Немецких Христиан, старавшихся интерпретировать христианскую теологию в духе новой расовой идеологии. Критикуя последних, Б. утверждал, что теология христианской церкви может строиться только на фундаменте Откровения, а идеологические привнесения способны лишь исказить смысл христианства. Отказавшись от базовых установок либерализма, Б. переосмысляет историю христианства и сущность современного кризиса в свете абсолютной трансцендентности, а следовательно – недоступности никакому человеческому познанию и опыту Бога. В этой трансцендентности Бога Б. видит истоки трагизма человеческого существования и экзистенциального надлома: оставаясь один на один собой, человек ощущает собственною слабость, неспособность противостоять греху и т.д. Единственный выход из этого состояния дает вера в воплощение Иисуса Христа и провозглашенное им слово. Обращение ко Христу для узнавания и обретения в Нем трансцендентного Бога становится лейтмотивом теологии Б. Обратившись от либерального богословия к трудам отцов-основателей протестантизма (неоортодоксия), Б. не считал возможным механическое перенесение теологии XVII XVIII вв. в ХХ век. Так, он не считал возможным принять классическое учение кальвинизма о двойном предопределении, да и вся полемическая, антикатолическая направленность дискурса раннего протестантизма была ему совершенно чуждой. Рассматривая вопрос об источниках теологических построений, Б. приходит к выводу о необходимости рассматривать Слово Божие в трех модальностях: записанном Слове, провозглашенном Слове и явленном, или – открытом Слове. Записанное Слово – это библейские тексты, провозглашенное Слово содержится в церковной проповеди (здесь Б. практически дословно повторяет протестантское учение о Слове Божием как средстве благодати), наконец явленное, или открытое Слово – это Сам Христос. Именно к Нему направляют человека первые два модуса, так как без Него они лишены смысла. Б. утверждал, что Слово нельзя воспринимать как некую статическую реальность, это – живой и динамический процесс, обращенный к людям.

1.            Grenz S.J. , Olson R.E. 20-th Century Theology. God and World in a Transitional Age. – Illinois: Inter Varsity Press, 1992

2.            Schwarz H. Theology in a Global Context. – Cambridge: Grand Rapids, 2005 – 597 p.

3.            Барт К. Послание к Римлянам. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. 

4.            Барт К. Церковная догматика. Т.1. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 

5.            Барт К. Введение в Евангелическую теологию. — М.: Центр «Нарния», 2006.

 


Теги:  современная философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Прилуцкий А. М.