КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бастиан Адольф

Феминистская (феминистическая) теология – направление в исследовании религии, сформировавшееся в Европе в качестве теологической попытки осмысления идей феминизма

Бастиан Адольф (1826-1905) немецкий этнограф, культуролог и религиовед, первый директор Берлинского Королевского этнографического музея. Будучи по профессии судовым врачом, Б. совершал многочисленные путешествия, так, он проводил полевые исследования в Новой Зеландии, Перу, Мексике, Сирии, Палестине, Египте, совершал кругосветные путешествия. На основании собранного им в экспедициях огромного материала, Б. предпринял свою пытку систематизировать представления о культурном прогрессе в духе концепции эволюционизма. В своих работах Б. руководствовался концепцией закономерного развития человеческой истории, которая протекает от несовершенного к совершенному. В исследованиях народов он делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является основанием единого мировоззрения всех людей. Все первобытные люди, по Бастиану, имеют одинаковую психическую структуру, так как обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Б. полагал, что единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обусловливающих тем самым единство человеческой культуры. Данной проблеме посвящено фундаментальное трехтомное исследование «Человек в истории», опубликованное Б. в 1860 г.. Каждый народ, полаг Б., формирует собственный круг идей, который определяет содержание культуры данного народа. Пока этот народ живет обособленной жизнью, круг его идей остается постоянным, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. Применительно к ранним стадиям общественного развития элементарные идеи выступают как «народные понятия», которые формируются под влиянием ландшафта, но дальнейшее их развитие обусловлено воздействием исторических и социальных факторов. В итоге Б. пришел к заключению, что культурное бытие человечества, в т.ч. возникновение и развитие мифологии, формирование религиозных понятий и традиций, фольклора, искусства и т.д. представляет собой результат действия универсальных законов развития культуры и влияния географических (вначале) и исторических (в более поздние периоды) факторов. Законы культурного развития, полагал Б. одинаково действуют во всех человеческирх общностях, поэтому разнообразные проявления культуры объяснялись своеобразием географического контекста, в котором действуют эти законы. Концепция Б. оказала влияние на становление теории коллективного бессознательного, и применении ее к изучению культурологических процессов. Некоторые работы Б. отражают влияние идей социал-дарвинизма, популярных в то время к Германии.

Литература

1.             Токарев С. А. История зарубежной этнографии. Москва, Наука, 1978.

2.             Марков Г. Е. Немецкая этнология. М., Гаудеамус, 2004.

3.            Фолиева Т.А., Шинкарь О.А. Элементарные идеи Адольфа Бастиана. //Вестник Волгоградского Государственного Университета, сер. 9., 2007, - Вып. 7.

 


Теги:  современная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Прилуцкий А. М.