|
Персоналии Баур Ф. Х.Баур Фердинанд Христиан (1792-1860), немецкий протестантский теолог и экзегет, основатель Тюбингенской теологической школы. Получив теологическое образование в Тюбингенском университете, в 1826 г. Б. избирается его ординарным профессором и состоит в этой должности до смерти. Защищая христианство от критики со стороны рационалистов, Б. сам был не чужд методов и идей последних. Поэтому отношение к церковной традиции как источнику вероучения христианской Церкви было подвергнуто Б. критическому переосмыслению. Однако заслугой Б. является привнесение в церковно-историческое исследование критики источников и общих методов исторического исследования, научной аргументации, хотя зачастую Б. и склонялся к гиперкритицизму. В духе времени Б. считал, что диалектика Гегеля может продуктивно использоваться для объяснения истории христианства как такового и истории догматов. В основе движущей силы исторического развития церковного учения Б. увидел противостояние двух направлений в раннем христианстве: ориентированной на иудаизм теологии апостола Петра («петринизм») и теологии вселенского, надэтнического христианства апостола Павла («паулинизм»). Из диалектической борьбы этих противоположностей, согласно Б., родилось историческое христианство ранней церкви. Поскольку концепция Б. находилась в явном противоречии с новозаветной хронологией и атрибуцией текстов Нового Завета, Б. радикально пересмотрел традиционные взгляды на авторство и время написания новозаветных книг, фактически просто подогнав их под свою теорию. Наиболее ранним и аутентичным из евангелий Б. считал Евангелие от Матфея, написанное преимущественно с позиций умеренного петринизма и Евангелие от Луки, проникнутое духом паулинизма. Евангелие от Марка, тоже «паулинистское» Б. датировал уже II в., как и Евангелие от Иоанна, в котором борьба паулинизма и петринизма получила диалектическое разрешение. Также Б. не отвергал аутентичность Апокалипсиса, в котором видел следы ранних иудео-христианских взглядов. Отвергнув аутентичность большинства посланий апостола Павла, Баур признавал достоверными только Послание к Галатам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Римлянам. В соответствии с этой моделью Б. пересмотрел датировку и других новозаветных книг, отнеся большинство текстов ко второй половине II в. – времени, когда по его мнению, происходило диалектическое разрешение кризиса паулинизма и петринизма. Используя в экзегетических исследованиях научные методы критики текста, грамматического и стилистического анализа Б. содействовал развитию научной библиистики. Критическая библиистика Б. во многом способствовала зарождению либеральной теологии. В настоящее время идеи Б., прежде всего его датировка библейских книг, представляют преимущественно исторический интерес, серьезно говорить об их научном значении не приходится. 1. Grenz S.J. , Olson R.E. 20-th Century Theology. God and World in a Transitional Age. – Illinois: Inter Varsity Press, 1992 – 393 p. 2. Schwarz H. Theology in a Global Context. – Cambridge: Grand Rapids, 2005. 3. Лебедев А. П., Церковная историография в главных ее представителях с IV в. по XX, М., 1898, т. 1 4. Хегглунд Б. История теологии. – СПб., 2001.
Теги: современная философия Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |