КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Вебер

Максимилиан (Макс) Вебер (1864-1920) немецкий социолог, философ и религиовед, профессор ряда немецких университетов

Вебер Максимилиан (Макс) (1864-1920) немецкий социолог, философ и религиовед, профессор ряда немецких университетов. Сфера научных интересов В. отличалась исключительной широтой, его перу принадлежат исследования в области теоретической социологии, права, философии, религиоведения и социологии религии, социальной истории и т.д. Собственную социологическую концепцию В. определяет как «понимающую социологию», так как ее задача – понять и определить причину социального действия. Такое понимание предполагает познание исходного субъективного смысла, которым руководствуются его участники действия. В знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» В. предпринял попытку объяснить особенности капиталистического уклада экономики этическими нормами протестантизма. В. полагал, что этические установки протестантских конфессий (прежде всего – кальвинизма) соответствуют «духу капитализма», поскольку акцентируют вопросы служения в миру, призывают к добросовестному исполнению обязанностей, обусловленных социальными отношениями, в которые оказывается вовлеченным верующий. Говоря об идеалах протестантского отношения к миру и мирской деятельности, В. вводит понятие «мирской аскетизм», которому соответствует активная социальная деятельность, сочетающаяся с требованиями ответственного отношения к собственным обязанностям и обязательствам, нормам и этическим установкам. Мирской аскетизм утверждает трудолюбие и бережливость, препятствуют расточительному расходованию нажитого капитала и способствуют его производительному использованию в качестве инвестиций. В. полагал, что именно протестантизм (пуританство) «стояло у колыбели современного экономического человека». Протестантская этика мотивировала наемных работников добросовестно исполнять свои обязанности, поскольку это соответствовало представлениям о воле Божией и почиталось как дело, достойное христианина. В результате в распоряжении предпринимателей оказывались трудолюбивые рабочие, религиозно мотивированные добросовестно трудиться. Протестантская этика обеспечивала для состоятельных людей «комфортабельное буржуазное существование», поскольку накопление и приумножение богатства, совершаемое легальным способом и при условии относительной безупречности личной жизни, – почиталось в качестве религиозной добродетели. С развитием протестантизма В. связывает и развитие рационального мировосприятия, поскольку протестантизм содействует «расколдовыванию миру» - отказу от религиозной иррациональности в пользу научного объяснения мира. Этот процесс, начатый еще в древности, получил особое развитие под влиянием Реформации. Расколдовывание мира обозначает, по В. , направленность на научное постижение существующих в мире закономерностей, отказ от магических верований практик, веру в потенциальную познаваемость универсума, что предполагает автономизацию личности, создание условий для ее развития и социальной реализации. Социологические работы В. продолжают оставаться актуальными и для современной социологии религии и религиоведения.

Литература

1.            Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М., 2003.

2.            Вебер М. История хозяйства: Город. — М., 2001.

3.            Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М., 1991


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Прилуцкий А. М.