КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гадамер Ганс

Гадамер Ганс-Георг (1900-2002), немецкий философ, один из основателей философской герменевтики

Гадамер Ганс-Георг (1900-2002), немецкий философ, один из основателей философской герменевтики. Принято считать, что на герменевтику Г. оказали влияние: философия Хайдеггера, феноменология и идеи экзистенциализма, но степень этого влияния не следует преувеличивать. В 1960 г. Г. опубликовал книгу «Истина и метод», которая принесла автору известность. Проанализировав состояние науки, Г. пришел к выводу, что научное познание, основанное на методологии научного исследования, не является универсальным, а научная методология не может обеспечить познание истины. Методология современной науки, основанная на принципах позитивизма, противостоит другим способам постижения мира, которые Г. разделяет на эстетический, исторический и языковой. Эстетические установки современной культуры, полагал Г., свели основные эстетические категории к сфере субъективного, в итоге искусство перестало восприниматься способом познания мира и раскрытия истины, лежащей в его основе. История, пережившая кризис историцизма, утратила интерес к герменевтической проблематике, сосредоточившись на фиксации и описании отдельных частностей, в результате изучение деталей подменяет постижения сути исторического процесса, в чем Г. видел существенную проблему современности. Герменевтический уровень равным образом не избежал обесценивания: Г. видел проблему в том, что большинство герменевтических исследований посвящены анализу исходного значения текста, тогда как его современное звучание остается вне поля зрения исследователей. Г. полагал, что для понимания текста недостаточно просто соотнести уровень понимания автора и уровень понимания текста его читателем, они должны прийти в состояние взаимодействия, но для этого необходимо наличие посредника, обеспечивающего их взаимодействие и примирение. Эту функцию, по Г., выполняет язык. Язык трактуется Г. расширительно, - это не просто инструмент общения и передачи информации, но условия существования человека. Человек постоянно находится в языковом контексте, который становится по сути модусом существования человека. Соответственно и понимание выступает не в качестве отдельного автономного акта или события, но превращается в условия существования, обретает онтологическое значение. С языком связана «традиция», существование которой не только обладает языковым измерением, традиция непосредственно реализуется как реальность языкового уровня. Герменевтика, т.о., понимается Г. исключительно широко, как философия, способная переориентировать науку с отдельных «фактов» на изучение всего опыта, который становится понятным и доступным изучению благодаря своему языковому характеру. Герменевтика Г. способствовала «герменевтическому повороту» в гуманитаристике ХХ в.

Литература:

Гапонов А.С. Социальная наука в контексте герменевтического поворота» // Вестник Томского государственного университета, 2009 , - № 324.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод . – М.: Прогресс, 1988.

Гадамер Г. Г.<#whitespace />Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.


Теги:  современная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Прилуцкий А. М.