КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гильдебранд, Дитрих фон

Гильдебранд, Дитрих фон (1889-1977) – католический теолог и философ, представитель мюнхенской школы феноменологии, известный критик модернизма и либерализма

Гильдебранд, Дитрих фон (1889-1977) – католический теолог и философ, представитель мюнхенской школы феноменологии, известный критик модернизма и либерализма. Г. изучал философию и теологию в университетах Мюнхена и Геттингена, под руководством основателя феноменологии Гуссерля защитил диссертацию по философии морали. Будучи сторонником феноменологического подхода к изучению религиозных и культурных явлений, Г. был одновременно противникам идеализации этого направления, осознавая ограниченность его творческого потенциала. «Классическим» феноменологом Г. так и не стал, метод феноменологической редукции, предложенный Гуссерлем, Г. не использовал и относился к нему достаточно критически. Будучи человеком консервативных и традиционалистских взглядов, Г. обращается к проблематике схоластической теологии средневековья, полагая, что накопленный тогда потенциал теологической мысли может и должен обогатить современные метафизические концепции. При этом схоластическую проблему, лежащую в основе полемики реалистов и номиналистов, Г. решает скорее в номиналистическом ключе: утверждая реальное бытие и онтологическую ценность тварного мира, он полагал, что акты познания направлены именно на феномены, а не идеальные объекты – универсалии, в связи с этим он выступает последовательным странником различения в онтологии элементов реальности и форм их дискурсной фиксации. Г. считал возможным объединение постулатов схоластического богословия и методологии феноменологического подхода применительно к теологическим и философским исследованиям. Критикуя антропологические и теологические взгляды иезуита Тейяра де Шардена, Г. выступал с позиций католического традиционализма, отвергая интеллектуальную и духовную ценность современных ему направлений модернизма в теологии. Являясь убежденным противником либерализма и модернизма, Г. последовательно выступал с критикой этих направлений в культурно-религиозной жизни, чем заслужил признательность и уважения Пия XII. После прихода в Германии к власти Гитлера, Г., будучи идейным и непримиримым противником нацистской идеологии иммигрирует – сначала в Австрию, позднее – Америку, где и остается до конца жизни. Реальность послесоборного католицизма (Второй Ватиканский собор) не особенно вдохновляла Г., который отчетливо видел нарастание кризисных явлений, среди которых он особое внимание уделял проблеме девальвации святости – понижению церковных критериев для канонизации, упрощение регламентов, массовость провозглашения святыми и ускорение сроков канонизации. Труды Г. являются хорошим образцом католического традиционализма.

Гильдебранд Д. Новая Вавилонская башня. – СПб, 1989. – 320 с.

Гильдебранд Д. Метафизика любви. – СПб, 1999. – 630 с.

Гильдебранд Д. Сущность христианства. – СПб, 1998, - 475 с.

Гильдебранд Д. Этика. – СПб., 2001, - 569 с.


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Прилуцкий А. М.