|
Персоналии Кассирер ЭрнстКассирер Эрнст (1874-1945) немецкий философ, культуролог и семиотик, представитель Марбургской школы неокантианства. Всемирную известность К. принесли исследования в области функционирования символических систем культуры, способствовавшие становлению научной семиотики. К. полагал, что символическую концепцию культуры следует развивать в соответствии с данными философской антропологии. Человек, являясь «животным, создающим символы», формирует мир культуры в соответствии с фундаментальными принципами – «символическими функциями», раскрывающими высшие ценности, существование которых восходит к Богу. Особое значение в работах К. уделено исследованиям символической природы языка. Язык в интерпретации К. выступает одной из основных символических форм культуры, формирующим упорядоченное представление о мире и месте человека в нем. Причем языку приписывается роль инструмента, при помощи которого человек не только воспринимает, но и формирует действительность. Понятия, которыми оперирует человеческое сознание , имеют изначальную знаковую природу, так как они формируются в результате символической деятельности на основе данных языка. Изучив отношения, существующие между различными формами символического (наука, мифология, искусство, религия), К. пришел к выводу, что они обеспечиваются метафорической функцией языка: связь между ними поддерживают метафоры. На основании учения о символических форм культуры и под влиянием идей Шеллинга и неокантианства, К. разработал философско-культурологическую концепцию мифа. Согласно К, миф является необходимым исходным материалом, без которого невозможны религия и искусство, более того, мифология является необходимым условием развития культуры как таковой. Между мифом и языком существуют двойственные отношения, поскольку в них и через них обеспечивается выражение отношения субъективного знания, чувств и эмоций человека, но одновременно с этим они обладают и объективным содержанием. К. полагал, что язык и миф выполняют единые функции в процессе познания, обеспечивая его начальный уровень. Кроме гносеологической функции, обеспечивающей начальный уровень познания мира, К. полагал, что мифология может - в формате политического мифа – выполнять идеологические функции. Однако политический миф формируется искусственно в соответствии с прагматической заданностью, его задача – поддерживать идеологию тоталитарного мира, которая пронизана вторичными мифологическими мотивами. Тоталитарной идеологии в силу этого свойственно мифологическое мышление и мировосприятие. Литература 1. Кассирер, Э. Философия символических форм: В 3 тт. М.—СПб.: Университетская книга, 2002. 2. Соболева М.Е. Философия символических форм Э. Кассирера: Генезис. Основные понятия. Контекст. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 3. Исаева А.В. Миф в философии Э.Кассирера. Дисс….канд…филос…наук. Саратов, 2011.
Теги: Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |