КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Любак, Анри де

Гильдебранд, Дитрих фон (1889-1977) – католический теолог и философ, представитель мюнхенской школы феноменологии, известный критик модернизма и либерализма

Любак, Анри де (1896-1991), католический теолог, философ и историк церкви, кардинал (1983 г.), представитель т.н. новой теологии, сторонник умеренного модернизма. Вступив в 1913 г. в иезуитский орден, Л. Изучал теологию в иезуитских школах Англии. Разочаровавшись в неотомизме, Л. в итоге приходит к убеждению, что неосхоластика в качестве оснований философии и теологии не способна содействовать духовному обновлению католицизма и преодолению послевоенного кризиса, в связи с этим сторонники «новой теологии» обращаются к досхоластической теологии, полагая, что проблематика патристической теологии, ее христоцентризм и керигматичность оказывается более актуальной в условиях послевоенной Европы, нежели закосневшая нежели неосхоластика. Критика неотомизма, официально объявленного основанием католической философии, навлекло на Л. недовольство иерархии, после выхода папской энциклики Humani generis Л. вынужденно прекращает преподавательскую деятельность в католических теологических школах. Следует отметить, что критика Л. была направлена не столько против схоластики как таковой, сколько именно против неосхоластики в формате неотомизма. В своих многочисленных сочинениях Л. доказывает, что классическая средневековая схоластика была лишена многих слабостей неотомизма: она не была системой жестко формализованной, в ней не было диктата авторитетов и иерархов, она сохраняла керигму патристической мысли и была ее плодотворным продолжением. В неотомизме этих достоинств Л. не находил. Обращение к патристической теологии востока делает Л. убежденным экуменистом, духовный опыт восточных церквей, их богословские традиции вызывают его интерес, а в сближении католицизма и православия он видит возможность разрешение послевоенного духовного кризиса Европы. В своих исследованиях средневековой экзегетики Л. доказывает преемственность патристики и ранней схоластики, он отказывается рассматривать феномен схоластической экзегезы как продукт собственно европейского средневековой культуры, подчеркивая его преемственность патристике. Направленность мысли Л. оказывается созвучной модернистской программе Иоанна XIII, который полностью реабилитирует Л. и привлекает его к подготовке Второго Ватиканского собора. Будучи убежденным сторонником литургических реформ, обновления церковной жизни в соответствии с требованием времени, открытости Церкви миру, межцерковного диалога и т.п., Л. тем не менее придерживался умеренности в своих взглядах и никогда не призывал к радикальному реформированию католической церкви, как это делали представители теологии освобождения, левые и под.

Любак А. Парадокс и тайна Церкви. - Б.м., 1988, - 350 с.

Любак А. Мысли о Церкви. М.-Милан, 1994. – 302 с.

Любак А. Драма атеистического гуманизма,1997, - 301 с.


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы: 
Прилуцкий А. М.