|
Персоналии Уайтхед Альфред НортУайтхед Альфред Норт (1861-1947) британский математик и философ, профессор Лондонского университета, Гарварда и Кембриджа. В научном творчестве У. выделяется два периода: до переезда в Америку в 1925 г. У. занимается преимущественно точными науками, а «гарвардский» период посвящен философской и метафизической проблематике. Изначально У. критически относился к философским исследованиям, пролагая, что предметом научного исследования должны быть объекты и исследования, непосредственно наблюдаемые человеком. У. полагал. что современная ему наука совершает ошибку, отходя от изучения эмпирики ради конструирования спекулятивных понятий. Интерес к философской проблематике пробуждается у У. под влиянием исследований в области логики, которую он полагал основанием всех математических концепций. После переезда в Америку У. разрабатывает метафизическую концепцию, получившую название «органическая философия» или «органицизм», пронизанную идеями, восходящими к платонизму. Философия У. в значительной степени была реакцией на усиление позитивистских тенденций в научном дискурсе и вульгарный механицизм, которые претендовали на статус главной научной парадигмы. В метафизике У. весь существующий мир предстает как процесс становления актуальных сущностей, которые обладают тварной природой и выступают в качестве актуальных событий. Таким образом, мир предстает находящимся в непрерывном процессе становления, поскольку актуальные сущности постоянно формируются в результате «сращений» , последние формируются из множества потенциальных возможностей и на их основании. Наряду с актуальными сущностями существуют «вечные объекты», которые обладают способностью проявляться в актуальных сущностях. Несмотря на то, что философия У. носила выражено идеалистический характер и противостояла вульгарному материализму, его теологические взгляды были далеки от христианской ортодоксии. У. полагал, что Бог, обладая вечным бытием, существует одновременно с миром, но он не обладает по отношению к последнему предвечным бытием. Богу не следует приписывать знание эмпирических данных, а творение мира Богом представляет собой установление соответствий между вечными объектами и этапами творения, что достигается путем совершения Богом особых концептуальных операций. Бытие Бога и мира, по У. взаимно обусловлены, поэтому Бог, сохраняя традиционные атрибуты трансцендентности миру, неизменности и мудрости - одновременно является и бытием, имманентным творению. Главное различие между Богом и миром У. полагал в том, что в основе мира лежит бытие физические, а для Бога первичным является концептуальное.
Литература 1. Уайтхед ÄH. Избранные работы по философии. М: Прогресс. 1990 2. Уайтхед, А. Н. Символизм, его смысл и воздействие. — Томск : Водолей, 1999 3. Сычева С.Г. Философия процесса А.Н.Уайтхеда // Вестник Томского госуниверситета, 2003, - № 277.
Теги: протестантизм Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |