КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гроф С.

ГРОФ (GROF) СТАНИСЛАВ (род. 1931 в г. Прага, Чехословакия) — чешско-американский психиатр, один из основателей трансперсональной психологии (наряду с А. Маслоу, Э. Сутичем и др.), известный своими исследованиями изменённых состояний сознания (ИСС) и психоделической психотерапии.

Г. закончил Карлов университет в Праге в 1957. В 1956–1960 занимался лабораторными исследованиями психоделических веществ (LSD, псилоцибина и др.). Изучал психоделическую психотерапию, в том числе и возглавляя клиническую программу в пражском Психиатрическом научно-исследовательском институте в 1960–1967. Защитил диссертацию доктора философии по медицине по теме клинического использования психоделических веществ в Чехословацкой академии наук (1965). В дальнейшем занимался исследованиями психоделической психотерапии в США, работая в Университете Джонса Хопкинса и государственном госпитале Спринг Гроув в Балтиморе (шт. Мэриленд). В 1973–1987 был научным сотрудником Института Эсален, где совместно со своей женой, Кристиной Гроф, разработал методику холотропного дыхания как непсихофармакологического способа вхождения в ИСС. С 1994 занимает должность профессора психологии в Калифорнийском институте интегральных исследований. Основатель и бывший президент Международной трансперсональной ассоциации.

На основе обширных клинических исследований Г. предложил расширенную картографию психики, в которой помимо традиционно рассматриваемых уровней — областей сознательной биографии и индивидуального бессознательного — выделил два более глубоких уровня: перинатальный (имеющий отношение к переживаниям, связанным с травмой рождения) и трансперсональный (переживание «холотропных» состояний сознания, указывающих на различного рода общечеловеческий, архетипический, духовный опыт). Согласно Г., холотропные состояния сопровождали человечество на протяжении всей его истории; они встречаются в различных культурах мира и нередко описываются как мистический опыт.

Как правило, во время психоделических сеансов, перед погружением в трансперсональный слой опыта, человек сталкивается с перинатальной сферой — перепроживанием травмы своего рождения. Весь спектр перинатального опыта Г. обобщает в виде четырёх базовых перинатальных матриц (БПМ), соответствующих переживаниям (с «точки зрения» младенца) четырёх стадий родов — от пребывания в «океаническом слиянии» в материнской утробе (сопровождается ощущениями лёгкости, безмятежности, покоя) до начальной стадии схваток (сопровождается ощущениями поглощённости и безысходности), стадии изгнания плода (апокалиптические видения, ощущение борьбы, боли, сексуального возбуждения) и собственно рождения на свет (переживания смерти и возрождения, чувства освобождения и принятия, могущие перемежаться с чувствами возмущения и отторжения). Фиксация на той или иной БПМ влияет на характеристики систем конденсированного опыта — паттернов организации эмоциональных переживаний, окрашивающих внутреннюю и внешнюю жизнь индивидуума.

Активация перинатальных и трансперсональных переживаний может привести к духовному кризису, потенциально целительному в случае его успешного прохождения.

Соч.: Исцеление наших самых глубоких ран. М., 2012; Величайшее путешествие. М., 2007; За пределами мозга. М., 2005; Духовный кризис. М., 2003; Области человеческого бессознательного. М., 1994.

Лит.: Webb H. S. Spiritual Emergence // Encyclopedia of Psychology and Religion / Ed. by D. A. Leeming, K. Madden, S. Marlan. Springer, 2010. Pp. 871–872; Майков В. Холотропный подход и расширенная картография психики С. Грофа // Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние. М., 2004. С. 179–204.

Е. А. Пустошкин


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы: 
Пустошкин Е. А.