КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Уилбер К.

УИЛБЕР (WILBER) КЕН (род. 1949 в г. Оклахома-Сити, шт. Оклахома, США) — американский философ, основатель интегральной теории и практики, автор работ по психологии и психопатологии, философии науки и социологии, религии и духовности, исследованиям сознания и другим дисциплинам. Степень магистра биохимии (Университет Небраски в г. Линкольн). Работал над докторской диссертацией по биохимии и биофизике зрительных процессов, но принял решение прервать карьеру академического учёного и стал независимым философом. Проживает в Денвере (шт. Колорадо, США).

Первая книга «Спектр сознания» (1977) принесла известность У. как одному из ведущих трансперсональных психологов. С 1978 в течение нескольких лет — редактор журнала «ReVision», посвящённого трансперсональным исследованиям. С 1983 дистанцируется от трансперсональной психологии, подвергнув критике наблюдавшиеся в ней, по его мнению, низкие стандарты, при этом включив в свои работы её основные открытия. Основной труд — «Секс, экология, духовность» (1995); в нём он впервые представляет своё видение интегральной философии. С конца 1990-х выступает соучредителем Интегрального института и ряда других организаций.

В своей интегральной философии У. вводит концепцию спектра сознания, согласно которой сознание человека представлено множеством уровней (доличностных, личностных и надличностных), которые развёртываются в ходе онтогенеза человека (под влиянием социокультурных факторов), а также множеством состояний сознания, которые можно развивать посредством созерцательной психопрактики. Разрабатывает идею «тетраэволюции» вселенной, или «Космоса»; под Космосом понимает единство физиосферы (сферы материи), биосферы (сферы биологической жизни), ноосферы (сферы разума) и пневмасферы (сферы духа). Тетраэволюция означает, что вселенная эволюционирует в направлении большей целостности (предельное выражение которой обретается в сфере духа) в четырёх измерениях — субъективном, объективном, межсубъективном и межобъективном. Основная задача интегральной философии — цельный синтез различных досовременных, современных и постсовременных сфер человеческого знания и деятельности.

В наиболее поздних работах У. вводит концепции интегральной постметафизики и интегрального методологического плюрализма (ИМП). Согласно интегральной постметафизике, «чистое» восприятие объекта невозможно (т. е. отвергается «парадигма отражения»); эпистемология и онтология, сознание и бытие понимаются в неразрывности друг от друга: воспринимаемое или познаваемое всегда уже частично является конструктом — т. е. субъект постоянно привносит в познавание объекта свою психологическую структуру и интерпретирует познаваемое, опираясь на имеющийся социокультурный фон и эволюционно сформировавшиеся нейробиологические структуры. ИМП заключается в том, что целостное изучение любого феномена можно осуществлять при помощи одновременного задействования восьми «зон», или типов методологий (типовые дисциплины каждой из зон: феноменология, структурализм, культурная антропология, этнометодология, исследования автопоэза, нейрофизиология, исследования социального автопоэза и теория систем).

Соч.: Теория всего. М., 2013; Интегральная духовность (эл. изд.). М., 2013; Интегральное видение. М., 2009; The Collected Works of Ken Wilber (Vol. 1–8). Boston, 1999–2000.

Лит.: Reynolds B. Where’s Wilber At? St. Paul, 2006; Visser F. Ken Wilber: Thought as Passion. New York, 2003.

Е. А. Пустошкин


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы: 
Пустошкин Е. А.