КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Исидор Севильский

Исидор Севильский, или Гиспальский (Isidorus Hispalensis, ок

Исидор Севильский, или Гиспальский (Isidorus Hispalensis, ок. 560–636)раннесредневековый энциклопедист, представитель поздней патристики. Епископ Севильи, один из значительных политических деятелей Вестготского королевства, участник поместных соборов в Севилье (619 г.) и Толедо (633 г.), сыгравший решающую роль в победе православия над арианством. Канонизирован в 1598 г., в XVIII в. признан учителем церкви. Автор ряда исторических, экзегетических и учительных сочинений, из числа которых выделяются «Этимологии», «Сентенции» и «Различия». Задача, которая решалась в этих произведениях И.С. – завершение процесса отбора и оправдания культурного наследия античности, подвергнутого предшественниками И.С. моральной, богословской и пастырской ревизии. В результате он обобщил приемлемое с точки зрения христианства знание в каталоге, принявшем вид трактатов «Этимологии» и «Различия», в которых приведены и разъяснены понятия и сферы приложения почти всех областей позднеантичной науки. Пути овладения этими знаниями описаны в «Суждениях», где набросана основополагающая для Средневековья концепция чтения как этического акта, влияющего на судьбу человека. Вследствие этого, И.С. считает возможным делать изъятия из данного комплекса: по соображениям морального и богословского свойства он не оставляет внутри христианской культуры места для философии, риторики, изящной словесности, что оказало прямое влияние на сохранность античного литературного наследия в период раннего Средневековья. В богословии И.С. ориентировался на бл. Августина и в еще большей степени – на св. Иеронима Стридонского, аскетической программе которого он, в сущности, и следует. Библейские комментарии И.С. служат, в основном, разъяснению содержания Вульгаты, однако иногда он прибегает к аллегорическому толкованию тех или иных образов, усматривая в них намеки на связь Христа и церкви. Исторические книги И.С. представляют собой погодные списки готских правителей и основных, связанных с ними событий, и принадлежат к типичному для раннего Средневековья жанру «gestae», деяний королей и народа. В сочинении «О жизни святых» он выступает продолжателем Иеронима. Сочинения, относящиеся к каноническому праву и монашескому чину, в настоящее время не атрибутируются И.С.

Лит.: Этимологии / пер. Т.А. Миллер // Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков, М., 1970. С. 196—204; Этимологии, или Начала. Кн. 5. Гл. I—XXVII / пер. Л.Л. Кофанова // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 209–216; История готов, вандалов и свевов / пер. Ю.Б. Циркина // Античные и средневековые источники по истории Испании. СПб., 2006. С. 114–130; Этимологии или Начала, в 20 книгах. Кн. 1–3. О свободных искусствах / Пер. и комм. Л.А. Харитонова. СПб., 2006; Migne. PL, t. 81—84; The Etymologies of Isidore of Seville / Trans. S.A. Barney, W.J. Lewis, J.A. Beach et al. Cambridge, 2006.

Уколова В.И. 1) Исидор Севильский и античная философия // Средние века. Вып. 48. М., 1985. С. 27–37; 2) Исидор Севильский и его сочинение «О природе вещей» // Социально–политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985. С. 112–130; 3) Мир и человек в мировоззрении Исидора Севильского // Проблемы испанской истории. М., 1987. С. 273–287; Харитонов Л.А. Исидор Севильский // Исидор Севильский. Этимологии или Начала, в 20 книгах. Кн. 1–3. О свободных искусствах / Пер. и комм. Л.А.Харитонова. М., 2006. С. 160–227; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l'Espagne wisigothique. 2 voll. Paris, 1959; Henderson J. The Medieval World of Isidore of Seville: Truth from Words. Cambridge, 2007.


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Савинов Р. В.