|
Персоналии Исидор СевильскийИсидор Севильский, или Гиспальский (Isidorus Hispalensis, ок. 560–636) – раннесредневековый энциклопедист, представитель поздней патристики. Епископ Севильи, один из значительных политических деятелей Вестготского королевства, участник поместных соборов в Севилье (619 г.) и Толедо (633 г.), сыгравший решающую роль в победе православия над арианством. Канонизирован в 1598 г., в XVIII в. признан учителем церкви. Автор ряда исторических, экзегетических и учительных сочинений, из числа которых выделяются «Этимологии», «Сентенции» и «Различия». Задача, которая решалась в этих произведениях И.С. – завершение процесса отбора и оправдания культурного наследия античности, подвергнутого предшественниками И.С. моральной, богословской и пастырской ревизии. В результате он обобщил приемлемое с точки зрения христианства знание в каталоге, принявшем вид трактатов «Этимологии» и «Различия», в которых приведены и разъяснены понятия и сферы приложения почти всех областей позднеантичной науки. Пути овладения этими знаниями описаны в «Суждениях», где набросана основополагающая для Средневековья концепция чтения как этического акта, влияющего на судьбу человека. Вследствие этого, И.С. считает возможным делать изъятия из данного комплекса: по соображениям морального и богословского свойства он не оставляет внутри христианской культуры места для философии, риторики, изящной словесности, что оказало прямое влияние на сохранность античного литературного наследия в период раннего Средневековья. В богословии И.С. ориентировался на бл. Августина и в еще большей степени – на св. Иеронима Стридонского, аскетической программе которого он, в сущности, и следует. Библейские комментарии И.С. служат, в основном, разъяснению содержания Вульгаты, однако иногда он прибегает к аллегорическому толкованию тех или иных образов, усматривая в них намеки на связь Христа и церкви. Исторические книги И.С. представляют собой погодные списки готских правителей и основных, связанных с ними событий, и принадлежат к типичному для раннего Средневековья жанру «gestae», деяний королей и народа. В сочинении «О жизни святых» он выступает продолжателем Иеронима. Сочинения, относящиеся к каноническому праву и монашескому чину, в настоящее время не атрибутируются И.С. Лит.: Этимологии / пер. Т.А. Миллер // Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков, М., 1970. С. 196—204; Этимологии, или Начала. Кн. 5. Гл. I—XXVII / пер. Л.Л. Кофанова // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 209–216; История готов, вандалов и свевов / пер. Ю.Б. Циркина // Античные и средневековые источники по истории Испании. СПб., 2006. С. 114–130; Этимологии или Начала, в 20 книгах. Кн. 1–3. О свободных искусствах / Пер. и комм. Л.А. Харитонова. СПб., 2006; Migne. PL, t. 81—84; The Etymologies of Isidore of Seville / Trans. S.A. Barney, W.J. Lewis, J.A. Beach et al. Cambridge, 2006. Уколова В.И. 1) Исидор Севильский и античная философия // Средние века. Вып. 48. М., 1985. С. 27–37; 2) Исидор Севильский и его сочинение «О природе вещей» // Социально–политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985. С. 112–130; 3) Мир и человек в мировоззрении Исидора Севильского // Проблемы испанской истории. М., 1987. С. 273–287; Харитонов Л.А. Исидор Севильский // Исидор Севильский. Этимологии или Начала, в 20 книгах. Кн. 1–3. О свободных искусствах / Пер. и комм. Л.А.Харитонова. М., 2006. С. 160–227; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l'Espagne wisigothique. 2 voll. Paris, 1959; Henderson J. The Medieval World of Isidore of Seville: Truth from Words. Cambridge, 2007. Теги: католицизм, схоластика, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Савинов Р. В. |