|
Персоналии ГессенГЕССЕН Сергей Иосифович (16(28).08.1887, Москва — 2.07.1950, Лодзь, Польша) — философ и публицист. В 1905 г. окончил первую петербургскую гимназию и продолжил образование в Германии, в Гейдельбергском и Фрейбургском ун-тах, где занимался под рук. В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Г. Еллинека. В 1910 г. защитил в Германии докторскую диссертацию "Uber die individuelle Kausalitat" ("Об индивидуальной причинности"), в к-рой были развиты идеи Г. Риккерта, высказанные им в учении о "границах естественно-научного образования понятий". Здесь он вошел в кружок русских (Н. Н. Бубнов, Ф.А Степун Б.В. Яковенко) и немецких (Р. Кронер, Г. Мелис, А. Руге) студентов, который выступил со сборником "Vom Messias. Kulturphilosophische Essays" (1909 г.). Сборник стал первым шагом к созданию международного журнала по философии культуры «Логос», выходившем в Германии (19010-1933), Италии (с 1918) и России (1910-1914) Г. был редактором русского издания. С 1914 по 1917 г. — доцент Петербургского ун-та. В 1917 г. он возглавлял кафедру философии и педагогики в Томском ун-те, нек-рое время был директором Высших педагогических курсов. В 1920 г. вернулся в Петроград, и тогда же эмигрировал из России. Проживал сначала в Берлине, где работал над книгой «Основы педагогики», а в 1924-1928 г. был профессором Русского Педагогического института в Праге. Принимал активное участие в общественно-научной жизни эмиграции – сотрудничество с журналом «современные записки», работа в Пражском лингвистическом кружке, редактор журнала «Русская школа за рубежом» (1923-1931). С 1935 г. преподавал в ряде учебных заведений Варшавы, а после войны был проф. педагогики в ун-те в Лодзи. Г. пытался построить систему философии, в к-рой органически сочетался бы присущий рус. философской традиции онтологизм с нем. гносеологизмом, но в силу разного рода обстоятельств (в частности, и по причине "боязни метафизики", отмеченной у Г. Зеньковским) не смог осуществить своего замысла. Наиболее существенный научный вклад он сделал в области философской антропологии и педагогики, понимаемой им (вслед за П. Наторпом) как "прикладная философия". Ее основой он считал учение о личности, созидаемой путем приобщения к сверхличным ценностям. "Могущество индивидуальности, — считал он, — коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается тело и душа и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений" (Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. С. 365). Становление личности — это, по Г., и путь к свободе, к-рая не дана человеку, а лишь задана. Очень большое место в творчестве Г. заняли социально-политические проблемы, в частности, создаваемая им концепция «правового социализма». Социализм, по мнению Г., должен был логическим продолжением либерализма. Социализация собственности, по Г. есть процесс усиления взаимодействия между частными собственниками и, принявшими правовые обязательства перед обществом и государством. Интерес представляют литературно-критические статьи Г., посвященные творчеству Достоевского и В. С. Соловьева, в к-рых он рассматривал прежде всего нравственные проблемы добра и зла, долга и любви. "Будучи любовью к ближнему, — приходит он к выводу, — добро конкретно. Как вся земная жизнь в целом, так и каждый отрезок ее имеет отличающее его индивидуальное долженствование, которое может быть выполнено только в это невозвратное мгновение. Лови это мгновение своею любовью!" (Гессен С. И. Трагедия добра в "Братьях Карамазовых" Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881—1931 годов: Сб. статей. М., 1990. С. 372). Небольшое по объему, но богатое содержанием научное наследие Г. пока недостаточно изучено в России и требует углубленной научно-критической разработки. Соч.: Мистика и метафизика // логос. 1910. Кн. 1; Философия наказания. М.,1913; Политическая свобода и социализм. Пг., 1917; Политические идеи жирондистов. К истории политических воззрений в эпоху революции. М. 1917: Свобода и дисциплина. Пг., 1917. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин. 1923; Крушение утопизма // Современные записки. 1924. Кн. 19; Проблемы правового социализма (либерализм и социализм) // Современные записки. 1925. Кн. 23; Проблема правового социализма. Эволюция социализма // Современные записки. 1927. Кн. 27, 28, 29, 30, 31. Монизм и плюрализм в систематике понятий // Труды Русского Народного университета в Праге. 1928. Т. 1; Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // Современные записки. 1928. Кн. 35; борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьева // современные записки 1931 кн. 45-46; Мировоззрение и идеология // Современные записки. 1935. Кн. 57; Избранные сочинения. М., 1999. Лит.: Валицкий А. С. Гессен – философ в изгнании // Гессен С.И. Избр. Соч. М. 1999; Власкин А.Г. Либеральная концепция С.И. Гессена // Власкин А.Г. русские либералы. Социальная философия либерального направления первой половины ХХ века. СПб., 2007. С. 75-94; Зеньковский В,В. С.И. Гессен как философ // Новый журнал. 1951. Кн. 25; Степун Ф.А. Памяти С.И. Гессена // Новый журнал. 1951. Кн. 25. Сапов В. В. Сергей Гессен — русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6. В. В. Сапов Теги: русская философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Сапов В. В. |